Королевский прорыв

Полет Юрия Гагарина стал возможным благодаря готовности необходимых технических средств обеспечить его с достаточной степенью надежности. Об корреспондент "РГ" беседует с ведущим конструктором пилотируемых ракетно-космических комплексов, космонавтом-испытателем Владимиром Бугровым.

Российская газета: Владимир Евграфович, так все-таки где отправная точка нашего прорыва в космос?

Владимир Бугров: Главный конструктор Сергей Королев "выстроил" ряд событий, которые поддержало правительство. Хронология такая. В 1931-м Королев и Цандер создают в Москве, в подвале у Красных ворот, группу изучения реактивного движения - ГИРД. Ту самую "колыбель" отечественного ракетостроения и   космонавтики. Королеву тогда чуть за 25. Но целеустремленности - не занимать.  И он приступает к практическому воплощению идей Циолковского о межпланетных полетах. Становится самым компетентным  в стране специалистом по созданию пилотируемых реактивных летательных аппаратов. Убеждает зама наркома обороны и председателя Реввоенсовета  маршала Тухачевского в необходимости решения вопросов по реактивной технике на государственном уровне.

РГ: И уже в 1933-м выходит постановление Молотова о создании первого в мире Реактивного научно-исследовательского института - РНИИ?

Бугров: Замечу: с одобрения Сталина. В институте разрабатывались боевые снаряды, крылатые ракеты,  ракетопланы. Но какие были годы? Доносы, аресты. Эта участь не миновала и Сергея Павловича. В 1938-м его осудили на восемь лет. Досрочно освободили лишь осенью 1945 года. И с группой специалистов  направили в Германию для изучения трофейной ракетной техники.

РГ: После окончания войны угроза ядерного нападения стала для Советского Союза реальностью?

Бугров: Конечно. По периметру границ СССР размещались базы стратегической авиации США. Мы не могли использовать авиацию для надежного перехвата самолетов и доставки ядерного заряда до Америки. Выход оставался один - в кратчайший срок создать не только атомную бомбу, но и средства ее надежной доставки до цели.

В марте 1946 года Королев докладывает правительству о ходе изучения трофейной техники и предлагает объединить усилия отдельных групп. Создается институт "Нордхаузен". Его начальником назначают завотделом ЦК партии, генерал-майора Гайдукова, а Сергей Павлович - зам и главный инженер. Постановление по "Вопросам реактивного вооружения",  подписанное Сталиным, - это образец комплексного решения сложнейшей оборонной научно-технической проблемы государственного масштаба.

РГ: И стартовой площадки для стремительного развития отечественного ракетостроения?

Бугров: Именно так. Все министерства и ведомства должны были выполнять задания по реактивной технике как первоочередные. В ряде промышленных министерств создавались главные управления, отраслевые НИИ и ОКБ. В Госплане - отдел по реактивной технике. Перепрофилировались многие заводы, открывались новые производства. Министерство высшего образования должно было обеспечить переподготовку не менее 300 студентов старших курсов и переподготовку 500 действующих инженеров для разработки реактивного вооружения. Был образован головной институт НИИ-88.

Зэку - полное доверие

РГ: Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Как же Сталин доверил бывшему зэку решение важнейшей государственной задачи по созданию ракетно-ядерного щита страны?

Бугров: Доверил! В НИИ-88  Королеву был подчинен отдел № 3 - основа будущего ОКБ-1. Расширялась специализация работ по элементам конструкции ракет и двигательным установкам, арматуре, головным частям, измерениям при испытаниях и т. д. Это требовало притока новых специалистов. Сергей Павлович лично отбирал их. По его инициативе был создан еще в Германии Совет главных конструкторов. Рос авторитет Королева. Докладывая Сталину 14 апреля 1947 года о  состоянии дел в ракетостроении, Королев показал полное владение вопросом. Понравился. Он вышел из кабинета Сталина уже  другим человеком - "узнаваемым" в коридорах партийной и государственной власти.

РГ: Постановление Совмина в феврале 1953 года предопределило появление ракеты Р-7 - знаменитой "семерки" ?

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике С. П. Королев с метками .

5 комментариев на «Королевский прорыв»

  1. Андре говорит:

    Как-то грустно – после этого интервью… На российских космических программах – можно смело ставить осиновый крест! После организации 17 (!) контролирующих структур… 🙁 И ни одной – производящей ДЕЛО!! 🙁

    • Игорь13 говорит:

      для Андре. Не грусти. Люди сделают то что нужно. Может чуть позже, изучать особенности Луны, особенности
      Земли. Особенности космической радиации. Цель хорошая-и деньги из бюджета выделят-эта жизнь.Хорошая была мысль на сайте проанализировать весь полет А11 и дать свою оценку по каждому участку. Можно или нельзя. Я задаю первый простой вопрос- как управлять реактивным двигателем ЛМ А11. На автомобиле есть педаль газа, она регулирует подачу бензина-контроль-обороты коленвала, На турбореактивных дви-х подача керосина-контроль-обороты компрессора. Я просмотрел все телепередачи цикла Дискавери к 40 юбилею высадки человека на Луну и не нашел ответов на простые вопросы. Я обращаюсь к знатокам этого сайта-к адм, к bighil,denisgold,agent, и к qqq. Это не споры был ли след от ровера или нет.

      • Андре говорит:

        Где-то я читал, что именно двигатель на ЛМ – имел возможность регулирования! Вполне в это верю!! На мой взгляд – это ещё не самая сложная задача в высадке на Луну… Была здесь на сайте где-то ссылка на симулятор прилунения с этим единственным двигателем…
        А вот сконструировать аппарат, нечувствительный к перекосу центра тяжести на 600 килограммов (ведь конструкция спускаемого аппарата была неизменна, но на неё, впоследствии – с одной стороны, добавили ещё и ровер!)… Учитывая, сколько проблем было у советских конструкторов, чтобы избежать обычного плескания жидкостей в топливных баках (во время прилунения и маневрирования при посадке) и не допустить изменения центра тяжести на несколько процентов – из-за невозможности скомпенсировать такой перекос тогдашней системой управления!!! Как я понимаю, перекос в 600 килограммов не мог быть скомпенсирован НИКАКИМИ двигателями коррекции!? Не были эти двигатели настолько мощными. 🙁 Да и вектор тяги основного двигателя – не мог быть изменён. Как осуществлялась посадка – без ровера и с ровером??? о_О

        • Игорь13 говорит:

          Для Андре. Вы правильно поняли, я задал простой вопрос и никто, я не понимаю почему, из активных сторонников НАСА не отвечает. Баланс центровки от расхода топлива, от перемещения экипажа все эти вопросы надо решать, центр тяжести не должен смещяться. К примеру. Если центр тяжести не совмещен с тягой двигателя то при коррекции траектории -создается момент-плечо умноженное на силу-создает вращаюещейся момент-траектория не изменится. Вывод-центр тяжести КК должен совпадать с центром действия реактивной тяги. Но это еще пол беды. А вот убийственный факт-изменение траектории на 2-ой космической скорости всего лишь на 1 градус вызывает перегрузки не совместимые с жизнью. Жду ответов.

  2. Zeon111 говорит:

    Думаю для России полететь на Марс и даже на Луну до 2022 года это из разряда фантастики. Марс это вообще для всех не реально. Думаю ближайшими кто полетит на луну будут китайцы году так эдак в 2023-25 (или американцы вернутся), на марс же полетят не раньше 2035 года ониже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *