За полшага до победы

Почему были остановлены работы над советской лунной ракетой Н1

Какая она была Н1?

С 1966 по 1974 год  в СССР велась работа по созданию лунной ракеты Н1. И пока она продолжалась для американцев росла угроза советского «лунного» контрнаступления. Но в 1974 году эта работа была остановлена. Усилиями недоброжелателей работы над Н1 изображаются, как заведомо обречённые на неудачу. Между тем  изучение исторических материалов выявляет иную картину.

Н1 начали разрабатывать незадолго до смерти С.П. Королёва. Затем работой  руководил академик В.П. Мишин

Н1 на старте. Чтобы ощутить размер ракеты, обратите внимание на фигуры людей у её основания. На вставке – ракета Р7 («Восток», «Восход»)

Это была гигантская ракета. Её высота составляла около 105м, диаметр в основании – 17м, масса – около 3000 т, полезная нагрузка, выводимая на низкую околоземную орбиту – 90-100т.

1969-1972. Трудный путь. До победы полшага.

Все пуски закончились авариями первой ступени ракеты. Её стартовая масса составляла без малого 1900т, то есть более 2/3 от массы всей ракеты». Соответственно массе была и её сложность. Она имела 30 мощных двигателей, которые должны были работать синхронно.  Конечно, отказы могли возникнуть и на следующих ступенях. Но это уже были более простые агрегаты.

Так, стартовая масса второй ступени (590т) вполне соответствовала массе тогда уже работавшей ракеты «Протон» (УР-500). Отработай первая ступень нормально, и это уже был бы огромный успех. А отработать ей нужно было 113с (по описанию четвёртого испытания). Оцените с этой точки зрения и неудачи, и прогресс, достигнутый после четырёх испытаний. Вот их краткое описание по первоисточникам.

Первый пуск (21.2.1969) - авария на 69 с.

Второй пуск (3.7.1969) - авария на 23 с.

Третий пуск (27.6.1971). Все 30 двигателей первой ступени нормально функционировали, однако в результате нерасчетного разворачивающего момента  ракета набрала крен. Подорвана на 51-ой секунде.

Четвертый пуск (23.11.1972). Ракета пролетела без замечаний 107 с до высоты 40 км, но за 7 с до расчетного времени разделения произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты. Система управления не предусматривала досрочного отделения первой ступени, хотя теоретически энергоресурсов ракеты было достаточно, чтобы произвести довыведение на орбиту за счет работы верхних ступеней.

Таким образом, во время четвёртого испытания первая ступень отработала 95% от положенного времени и обеспечила минимально необходимый разгон всего комплекса.

Разве это не прогресс?

Один из сподвижников С.П. Королёва, ныне академик РАН, Б.Е. Черток, руководитель последнего испытания Н1.

Руководитель испытаний Черток Б.Е. сразу после испытания был настроен очень мрачно. Так хотелось полного успеха. И, тем не менее, по свидетельству В.П. Мишина «конструкторы и все службы космодрома несказанно радовались. Было ясно - до победы полшага». Было и чему радоваться, и на что надеяться. Ведь по утверждённой с самого начала программе Н1 должна была пройти ещё два испытания.

«Четыре-пять пробных запусков при испытаниях ракетно-космической техники — дело обычное. Даже «семерка», несоизмеримая по сложности с Н1, полетела лишь с четвертого раза». Р-7 это первая советская межконтинентальная ракета, запустившая первый в мире спутник. По сравнению же с Н1 она выглядела карликом. Её масса в 10 раз меньше, чем у Н1. «Комплекс Н1 создавался не как аналог отработанных ракет, а как принципиально новая конструкция, колоссальный шаг вперед».

И вот на четвёртом испытании первая ступень Н1 уже почти преодолела финишную черту, остаются ещё два испытания. И уже готовы новые и очень надёжные двигатели.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Русские на Луне с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *