Курс на Луну изменить нельзя

Экс-президент РКК «Энергия» Николай Севастьянов настаивал на организации пилотируемых полетов на Луну, за что и поплатился своей должностью. Теперь этот проект предстоит реализовать новому главе корпорации Виталию Лопоте независимо от того, хочет он этого или нет.

Внеочередное собрание акционеров РКК «Энергия» подавляющим большинством голосов избрало новым президентом корпорации Виталия Лопоту. Кресло руководителя корпорации стало вакантным после скандальной отставки прежнего главы РКК Николая Севастьянова, которую в конце июня нынешнего года инициировал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Контрольный пакет акций «Энергии» принадлежит трудовому коллективу и нескольким частным фирмам, а во владении государства — всего около 38% акций. Тем не менее федеральный центр всегда активно вмешивался в финансовую и производственную деятельность корпорации, и этому есть объяснение.

Во-первых, пакет миноритариев распылен среди нескольких тысяч акционеров, которые редко выступают единым фронтом, тогда как государство по всем вопросам голосует консолидированно.

Во-вторых, РКК выполняет ряд государственных программ, в частности отвечает за эксплуатацию российского сегмента МКС, и поэтому просто не может быть неподотчетной профильным государственным ведомствам. Но даже в этой ситуации все вопросы стратегического развития корпорации менеджмент «Энергии» до последнего времени решал самостоятельно. И это вызывало у чиновников Роскосмоса плохо скрываемое раздражение.

Космический гнев

Критике наших космических чиновников в первую очередь подверглась разработанная под руководством Николая Севастьянова программа стратегического развития РКК «Энергия», предусматривающая создание в ближайшие десять—пятнадцать лет нового многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер», а также организацию полетов на Луну и Марс. Господин Севастьянов не только разрабатывал амбициозные проекты, но и открыто критиковал чиновников Роскосмоса за нерасторопность.

По словам экс-президента РКК, для «Энергии» создание новой транспортной космической системы, которая сможет вывести космические полеты и доставку грузов на МКС на качественно новый уровень, станет основой других проектов освоения космоса. «Решение о реализации программы “Клипер” нужно принимать уже в этом году, чтобы начать разработки в полном объеме и создать полноценную систему к 2013–2015 году», — говорил Севастьянов. В противном случае, по его словам, через пять—десять лет Россия может потерять свои лидирующие позиции в области пилотируемой космонавтики, так как наши зарубежные партнеры уже ведут разработки новых технологий, в то время как мы используем одноразовые «Прогрессы» и «Союзы», идея которых была сформулирована еще в 60-е годы. Экс-президент «Энергии» прямо говорил, что философия одноразовых кораблей морально устарела и не позволяет промышленно осваивать околоземное пространство.

В то время как система «Клипер», включающая пилотируемый корабль и космический буксир, позволяет не только расширить возможности полетов — довести экипаж корабля до шести человек, но и существенно снизить себестоимость транспортных операций. Полноценная конструкторская разработка системы «Клипер» требует около 50 млрд рублей. И это без учета затрат на создание флота из пяти кораблей и соответствующей наземной инфраструктуры. Эти средства г-н Севастьянов надеялся взять у государства, но получил жесткий отказ. Более того, руководство Роскосмоса распространило официальное сообщение под заголовком «Приступы лунатизма», в котором раскритиковало г-на Севастьянова за излишнюю независимость и несоответствие планов «Энергии» Федеральной космической программе (ФКП), в которой полеты на Луну до 2015 года не запланированы. Не найдя понимания у чиновников, Николай Севастьянов решил начать масштабные работы по «Клиперу» за счет собственных средств корпорации и коммерческих кредитов. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения чиновников Роскосмоса, которые в конце концов добились замены Севастьянова на куда более лояльного Виталия Лопоту.

Новый президент РКК, несомненно, профессионал своего дела. С 1991 года он возглавлял Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт (ЦНИИ РТК), где были созданы новые космические системы связи, в том числе спутники «Ямал-100» и «Ямал-200», которые сейчас эксплуатируются в интересах «Газпрома». При этом г-н Лопота непосредственно руководил наиболее значимыми работами ЦНИИ РТК последних лет — разработкой технологии изготовления роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации космических станций, а также созданием и внедрением систем управления мягкой посадкой пилотируемых кораблей.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Русские на Луне с метками .

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".