История разработки Лунохода

Сначала 1960 года разработкой вопросов создания самоходного лунного аппарата и его мягкой посадки на Луну (тема E-8) в ОКБ-1 занялся проектный отдел М.К.Тихонравова.


Эмблема Лунохода - 1 и СССР на фоне поверхности Луны

Там и определялись основные проектные параметры лунохода. Массу аппарата ограничили 600 килограммами. Стоит заметить, что масса спускаемого аппарата станций типа Е-6, которая уже вовсю разрабатывалась в ОКБ-1, была 100 кг. Чтобы доставить на Луну такой тяжелый луноход требовалась ракета, более грузоподъемная чем 8К78 Молния.

Поэтому в качестве носителя для Е-8 рассматривалась ракета Н-II. Она должна была состоять из второй и третьей ступеней более мощной Н-1 и еще одной дополнительной третьей ступени. Такая ракета (по состоянию проекта ракет серии Н на 1961 год) должна была иметь стартовую массу 560 тонн и выводить на низкую околоземную орбиту порядка 16 т. Использовать ракеты чужой разработки для своих аппаратов Королев не собирался.

Начались и проработки внешнего вида лунохода. Тут прежде всего надо было выбрать способ передвижения по лунной поверхности. А что из себя представляет лунная поверхность? В 1960 году этого точно не знал никто. Были гипотезы, что поверхность Луны - некая "хлябь", образованная 10-метровым слоем ничего не несущей лунной пыли. В связи с этим некоторые совсем некосмические предприятия выходили с множеством порой совсем фантастических предложений. Хотя их то, в общем то, легко было понять: людям хотелось приобщиться к интересной, экзотической задаче. Тут можно было застолбить за собой определенную веху.

"Я помню, как одна организация для отработки ходовой части лунохода предложила построить громадный ангар площадью несколько тысяч квадратных метров и всю эту Площадь усыпать 5-10-метровым слоем нелущеного проса", - рассказывал О. Г. Ивановский. - "Они считали, что нелущенное зернышко проса, очень скользкое за счет своей оболочки и не способная нести на себе никакой нагрузки, будет полным аналогом лунного грунта. Тогда были некоторые гипотезы, что лунная поверхность покрыта толстым слоем "скользкой" пыли. Но когда мы посчитали во что это должно превратиться, и спросили - "Где набрать столько проса?", они предложили распахать новые специальные просяные поля. Мы посчитали более глубоко и отказались от этой идеи."

Модель аппарата "Луноход - 1" (две слайдокамеры, системы радиосвязи)

Чтобы разобраться с планетологическими проблемами, в 1961-62 годы Королев привлек к работе по теме Е-8 ряд организаций и ученых, занимавшихся Луной (горьковский Научно-исследовательский радиофизический институт, Астросовет АН СССР, Пулковскую главную обсерваторию, Крымскую астрофизическую обсерваторию. Большинство ученых сходились на том, что лунные пылевые моря - фантастика. В конце концов проблему возможности мягкой посадки на Луну Сергей Павлович Королев решил приказным порядком. После его "Луну считать твердой" (относившейся, правда, к разработке аппарата Е-6), луноплавов больше никто не предлагал.

Ограничивались привычными способами передвижения: на колесах, на гусеницах, на шнеках. Хотя были и более экзотические варианты: прыжками, шагами. Изо всех этих способов рассматривались прежде всего колеса и гусеницы. Чтобы сделать окончательный выбор, нужны были специалисты, которые могли бы, используя опыт создания земных машин, создать машину для работы на Луне.

Королев имел и эту задачу ввиду. Он начал подыскивать те организации, которые могли бы работать в этом направление. Первоначально выбор пал на Научно исследовательский институт Госкомитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения (НАТИ).
Для ускорения работ в 1963 году специалисты, занимавшиеся тематикой лунохода, были объединены в специальную группу, возглавленную М.К.Тихонравовым. Но возникли с Е-8 и проблемы. Основная - с ходовой частью. В мае 1963 года НАТИ отказался работать над созданием шасси лунохода в связи с требованием ОКБ-1 уменьшить массу шасси сo 120 до 85-100 кг. Нового подрядчика по шасси помог найти министр оборонной промышленности Д.Ф.Устинов.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Русские на Луне с метками .

3 комментария на «История разработки Лунохода»

  1. Илья говорит:

    Всё-таки молодцы наша деды и отцы.
    В такое трудное время создали совершенную технику, а ракетами-носителями мы пользуемся и сейчас.

  2. Андре говорит:

    Интересная статья! Впервые прочитал такую подробную история создания лунохода. 🙂 Спасибо автору!

  3. Симона говорит:

    Прекрасная статья, я 2 года назад была в Калуге и естественно была в музее космонавтики.
    Сфотографировала Луноход. Всё-таки интерес космос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *