Двигатели АМС “Луна”

Успешные полеты советских автоматических межпланетных станций для исследования планет Солнечной системы были обеспечены двигательными установками с ЖРД.


Запуски АМС к Луне были начаты еще в 1959 г. Вначале решалась задача попадания в Луну. В связи с этим полет первых трех АМС типа "Луна" происходил по баллистической траектории, и они не были снабжены собственными двигателями. Решение более сложных задач по исследованию Луны, которые встали перед наукой, потребовало создания для АМС специальных двигательных установок и запуска аппаратов с орбиты искусственного спутника Земли путем включения двигателя последней ступени космической ракеты.

АМС, совершившие впервые в мире (в 1966 г.) мягкую посадку на Луну и выход на окололунную орбиту, были снабжены корректирующе-тормозной двигательной установкой КТДУ-1. В нее входил однокамерный ЖРД с насосной подачей того же топлива, что применялось в двигателе космического корабля "Восток". При давлении в камере сгорания около 64 атм ЖРД развивал тягу 4640 кг и удельный импульс 2720 м/с.

Подача топлива в ЖРД без газовых включений при его запуске обеспечивалась установленными в баках сетчатыми разделителями, использующими свойство поверхностного натяжения жидкости в ячейках мелкой металлической сетки. В полете двигатель включался дважды. Первое включение ЖРД обеспечивало коррекцию траектории движения АМС к Луне, второе - торможение для перевода АМС на орбиту искусственного спутника Луны или для гашения скорости сближения АМС с Луной до безопасной величины.

Заданное направление полета и определенное положение АМС в пространстве обеспечивались рулевыми соплами, в которые поступал отработанный газ турбины. Эти же сопла обеспечивали (при неработающей камере) конечную скорость сближения АМС с лунной поверхностью.

Последние варианты АМС типа "Луна" доставили на Землю образцы лунного грунта и на поверхность Луны автоматические самоходные аппараты "Луноход-1" и "Луноход-2". Успешное осуществление этих сложных задач было обеспечено созданием новой унифицированной корректирующе - тормозной двигательной установки и, кроме того. ЖРД для взлетной ступени АМС ("Луна-16" и "Луна-20"). Двигательная установка работала на высококипящих самовоспламеняющихся топливах, содержащих несимметричный диметилгидразин, и состояла из двух автономных блоков (основного и малой тяги). Основной блок состоит из однокамерного ЖРД с насосной подачей топлива и рассчитан на работу в трех различных режимах тяги (от 1930 до 750 кг) и многократное включение (до 11 раз). Блок малой тяги содержит двухкамерный ЖРД одноразового действия с вытеснительной подачей топлива (гелием); он рассчитан также на работу в трех различных режимах тяги (от 210 до 350 кг). Для ЖРД основного блока удельный импульс составляет 3080 м/с, а суммарное время работы - 650 с; для ЖРД блока малой тяги эти параметры равны соответственно 2490 м/с и 30 с.

Двигательная установка выполнена цельносварной, причем камера ЖРД основного блока является силовым элементом, к которому крепятся все другие элементы.
Двигатель взлетной ступени АМС "Луна" представляет собой ЖРД с насосной подачей того же топлива, на котором работает ЖРД блока малой тяги. Двигатель развивает тягу 1920 кг при давлении в камере сгорания около 94 атм. На последней странице обложки изображен старт взлетной ступени АМС "Луна-16".
http://wmpt.narod.ru/zz11.htm

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Русские на Луне с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".