Схема полета пилотируемой лунной экспедиции по программе “Сатурн-V – Аполлон”

Для определения дозы радиации, которые получает космонавт в космическом аппарате при пересечении радиационных поясов Земли, детально рассмотрим схему  полета пилотируемой лунной экспедиции по программе "Сатурн-V — Аполлон".


В этой схеме ракетный блок ракеты-носителя «Сатурн-V» сначала выводил космический корабль «Аполлон» на околоземную орбиту, а потом — на траекторию движения к Луне. На рисунке ниже  показана схема лунной экспедиции по программе «Сатурн-V—Аполлон».

Недостаток этой схемы — невозможность спасти экипаж взлетного модуля лунного корабля, если не удается его встреча с орбитальным (основным) блоком корабля «Аполлон», остающимся на окололунной орбите. Кроме того, при такой схеме появлялось ограничение по времени старта этого модуля с поверхности Луны, зависящее от параметров орбиты орбитального блока.

Проще говоря, космонавты должны были дождаться, когда орбитальный блок облетит Луну и окажется над ними, и только тогда стартовать с поверхности. Наконец, такая схема имеет ограничение на районы посадки лунного корабля на поверхность Луны, также зависящее от параметров орбиты орбитального блока.

Рис. 1. Схема полета пилотируемой лунной экспедиции по программе «Сатурн-V — Аполлон»: 1 — старт с Земли; 2 — отделение разгонного блока первой ступени, включение двигательной установки второй ступени; 3 — отделение разгонного блока второй ступени, на низкую орбиту; 4, 5 — промежуточная орбита; 6 — второе включение двигателя третьей ступени в расчетной точке орбиты и вывод «Аполлона» на траекторию полета к Луне; 7 – отделение основного блока; 8 — сброс конического переходника и перестроение основного блока; 9 — пристыковка основного блока к лунной кабине; 10 — отделение «Аполлона» от разгонного блока третьей ступени; 11 — первая коррекция траектории; 12 — вторая коррекция траектории; 13 — разгонный блок третьей ступени переводится на траекторию прямого попадания на поверхность Луны; 14 — последняя коррекция траектории; 15 — построение лунной орбиты; 16 — построение более низкой орбиты, переход двух астронавтов в лунную кабину через внутренний люк-лаз; 17 — разделение лунной кабины и основного блока; 18 — включение двигателя лунной кабины для торможения на этапе посадки на Луну; 19 - посадочный маневр и прилунение лунной кабины, выход астронавтов на поверхность Луны; 20 — движение по орбите основного блока; 21 — построение орбиты основного блока перед стыковкой; 22 — старт с поверхности Луны взлетной ступени лунной кабины; 23 — сближение взлетной ступени с основным блоком; 24 – стыковка взлетной ступени с основным блоком, который играет роль активного корабля при стыковке; 25 - отделение взлетной ступени после перехода из нее двух астронавтов в основной блок; 26 — сброс взлетной ступени на поверхность Луны; 27 — отделение автоматического спутника на орбите; 28 — переход на траекторию полета к Земле; 29 — первая коррекция траектории; 30 — вторая коррекция траектории (в случае необходимости); 31 - разделение отсека экипажа (спускаемого аппарата) и отсека оборудования с двигательной установкой основного блока; 32 — ориентация спускаемого аппарата перед входом в плотные слои атмосферы; 33 - спускаемый аппарат на участке управляемого спуска в атмосфере Земли, 34 — пропадание радиосигнала при входе в атмосферу; 35 — срабатывание парашютной системы и приводнение спускаемого аппарата с тремя астронавтами в заданном районе океана.
В соответствии с программой в момент Т+2 мин 15 с (Т - момент отрыва от стартового стола) должен быть выключен центральный двигатель первой ступени (обоз. 2), а в момент Т+2 мин 40,8 с - остальные. Еще через 2,4 с включаются двигатели второй ступени S-II, а через 25 с после этого сбрасывается система аварийного спасения вместе с теплозащитным экраном (обоз. 3).

Двигатели второй ступени выключаются в момент Т+9 мин 11,4 с на высоте 185,9 км при дальности 1640 км и скорости 6,94 км/с. В момент Т+9 мин 15,4 с включается двигатель J-2 третьей ступени S-IVB, который, не выработав всего топлива, выключается в момент Т+11 мин 40,1 с. В результате третья ступень вместе с приборным отсеком IU и кораблем «Аполлон» (масса 136 т) достигает скорости 7,79 км/с на расстоянии 2713 км от мыса Канаверал и выходит на орбиту высотой 188 км и наклонением 32,6° (обоз. 4).

В момент Т+2 ч 44 мин 14,8 с на втором витке повторно включается двигатель J-2 ступени S-IVB и через 5 мин 48,3 с сообщает приращение скорости 3041,2 м/с (обоз. 6). В результате третья ступень с кораблем «Аполлон» (общая масса 63 т) выходит на траекторию полета к Луне на высоте 322,7 км с начальной скоростью 10 846,7 м/с (обоз. 7).

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Радиация с метками .

3 комментария на «Схема полета пилотируемой лунной экспедиции по программе “Сатурн-V – Аполлон”»

  1. Максим говорит:

    Схема такая смешная, очень похожа на детородный орган ))))

  2. игорь 39 говорит:

    ИМХО.Такую схему реализовать не реально даже в наше время,без предварительных стартов, ошибок и планомерной многолетней подготовки.Миссии Аполлона-попытка США завоевать превосходство путем зомбирования разума,а не достижением науки и технологий.

  3. Pribavkin говорит:

    Цитата из статьи: “Заключительный этап посадки начинается включением двигателя посадочной ступени вблизи периселения, на высоте 15 км и расстоянии 480 км от места посадки”.
    Но почитаем другую версию посадки из книги К.Гэтланда, “КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА”, 1982 г.
    Эта книга написана для специалистов, поэтому вранья вроде бы должно быть меньше. Кроме того, она написана до Интернета, то есть по этой книге можно в какой-то мере сверять последующую Интернет-писанину НАСА.
    http: //epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/11b.html
    Последовательность операций спуска
    1 В конце этапа отделения лунной кабины от основного блока корабля «Аполлон» высота над поверхностью Луны 3050 м, тяга двигателя 2720 кгс.
    2 При входе в зону видимости места посадки высота 2950 м, тяга двигателя 2540 кгс.
    3 Высота в начале посадки около 900 м.
    4 При спуске корабля до высоты 150 м тяга двигателя уменьшается до 1270 кгс; вертикальная скорость движения лунной кабины 8,2 м/с.
    5 При посадке кабины скорость ее движения уменьшается от 8,2 до 0,91 м/с.
    6 Вертикальная скорость перед посадкой около 1,06 м/с. Расстояние между точками 2 и 6 составляет 9,6 км.

    Я вовсе не хочу подвергнуть сомнению статью автора – он, естественно, не сам придумал, а взял данные из какого-то источника. Дело в том, что сами источники НАСА не совсем достоверны – там много версий можно найти.
    Гэтланд написал книгу через 10 лет после событий, к тому же он сам является автором лишь нескольких статей в этой книге – писали и другие специалисты. В том числе и советские.
    Разница версий в высоте посадки (3,05 км и 15 км) и расстояния от включения посадочного двигателя (9,6 км и 460 км) до места посадки на Луну слишком велика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *