Восход и закат «Созвездия»

На Земле с этим всё понятно, но на Марсе-то нет спасателей, врачей, санаториев... Да и тратить на реадаптацию время, а значит, прежде всего, ресурсы марсианского посадочно-взлётного модуля, как-то странно...

А по целям ли средства?

Однако лунная база и марсианские эскадры оставались дальней перспективой, первоочередными же целями были «Арес-1» и «Орион». Работа шла, но недоумённые вопросы - прежде всего к носителю - не сокращалось, а множилось. Начали расти и затраты на программу. В принципе, это процесс, к сожалению, объективный. Экономика - наука крайне неточная, случаи, когда заявленная сумма затрат на какую-то новую техническую программу не была превышена, во всём мире можно пересчитать по пальцам одной руки. И, когда в конце 2007 г. М. Гриффин запросил 2 млрд дополнительных долларов на то, чтобы уложиться в декларированный срок первого полёта корабля, это, в общем, не вызвало особой неприязни, даже при том, что изначально на разработку, испытания и серийное производство «Орионов» уже ассигновалось 7,4 млрд долл.

Но это было только начало. К середине 2009 г. выяснилось, что для выполнения программы «Созвездие» даже с некоторым (год-два) опозданием необходимо дополнительно 3 млрд долл. ЕЖЕГОДНО! В разгар официально, наконец, признанного экономического кризиса такие запросы несколько напрягли американское государственное руководство, хотя о прекращении работ речь ещё не шла.

Однако всё яснее становился главный вопрос к программе «Созвездие»: а решают ли создаваемые технические средства поставленную задачу? И, кстати, что, собственно, представляет собой эта задача?

Полёт человека за пределы низкой околоземной орбиты - это прекрасно, это романтично, но... зачем? Чего ему там делать? Какие политические, военные (по техническим причинам ни «Аресы», ни другие средства, создававшиеся в рамках «Созвездия», военных задач решать не могут), а тем более - экономические преимущества получит страна, выполняющая по два рейса на Луну в год (а именно такой предполагалась частота запусков «Ареса-5»)? Что даст разрабатываемая лунная инфраструктура, если Конгресс США прямо запретил создавать базу для постоянного пребывания на Луне?

Такое впечатление, что только после выступления Дж. Буша-мл., параллельно с работами по «Созвездию», в NASA озаботились этими вопросами. И надо сказать, ответ был найден. Более того, весной 2007 г. соответствующий документ был подписан представителями 14 национальных космических агентств (включая Роскосмос), как необязательный, но желательный к исполнению!

В документе, названном «Глобальная стратегия исследований», впервые не в фантастическом романе, а в рабочих материалах ведущих государственных космических организаций ГЛАВНОЙ задачей пилотируемой космонавтики было названо РАСШИРЕНИЕ АРЕАЛА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. Или дословно: «Наша цель - не много быстрых посещений, а скорее - длительное, и, в конечном счёте, - самообеспечивающееся, поддерживаемое автоматическими системами, человеческое присутствие вне Земли». Как минимум - на всех пригодных для этого объектах Солнечной системы.

Ну и как же с точки зрения поставленной цели выглядит программа «Созвездие»? Конструкция «Ареса-1» и «Ориона» консервируют уникальность космических полётов, тогда как постоянное присутствие человека внеЗемли требует регулярного сообщения. Не спасает положения и «Арес-5»: плохо не то, что он гигантский, а то, что из-за применяемых технических решений носитель не только дорог в производстве, но крайне сложен в эксплуатации, и не имеет перспектив увеличения частоты запусков. Да, «Аресы» способны доставить на Луну десятки тонн, необходимые для развёртывания там научного форпоста. Но для самообеспечивающейся колонии на Луне там нужно разворачивать производство, для чего нужны уже сотни, а может и тысячи тонн - хотя бы сначала, пока это производство не заработает...

Нужны не четыре человека раз в полгода, а 40 в неделю! Но «Аресы», «Орион» и «Альтаир» на такую работу (работу, а не подвиг) не способны и не могут быть соответствующим образом доработаны. И поэтому были обречены. Вопрос был лишь в том, не похоронит ли «Созведие» под своими обломками и всю пилотируемую космическую программу США? Оказалось - нет, не похоронит!

Прощай «Созвездие», здравствуй... C3РО?

И настало 1 февраля 2010 г. В проекте государственного бюджета на 2011 г., направленном в тот день в конгресс, президент США Б. Обама закрыл программу «Созвездие» по причине отсутствия технологической новизны по сравнению с «Аполлоном», созданным 40 лет назад, и из-за значительного перерасхода изначально выделенных средств.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

Один комментарий на «Восход и закат «Созвездия»»

  1. Андре говорит:

    Интересная информация! Единственная придирка к американскому современному варианту *луномобиля со скафандром* была уже высказана в печати. Как все уже видели на старых лунных фотографиях, лунная пыль быстро и прочно *липнет* ко всем частям скафандра… А астронавт должен СПИНОЙ (!!) состыковаться с *луномобилем*. А если у него *спина белая*? 😉 Ему-то ничего не видно! 🙁 А как, в этом случае, поведёт себя система защёлок *луномобиль*-скафандр, при *забивании* невидимой (и, похоже, очень мелкой) пылью – большой вопрос… А ведь идея автоматического шлюзования – весьма привлекательная! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".