Восход и закат «Созвездия»

Для сравнения стоит вспомнить, что 40 лет назад «Сатурн-5» при стартовой массе 3038,5 т на низкую орбиту доставлял 118 т, а к Луне отправлял 47 т. Полтора десятилетия спустя для «Энергии» эти величины составили, соответственно, 2400, 90 и 28--32 т. При этом в обоих случаях носители отправляли (или должны были отправлять) к Луне то, что поднимали с Земли сами, тогда как «Аресу-5» предстояло «подхватывать» на околоземной орбите 25-тонный «Орион». Только «Арес-5» должен был обеспечивать и развёртывание лунной базы, и сборку марсианских кораблей. Но лётные испытания носителя сверхтяжёлого класса планировались на 2018 г. в лучшем случае...

За 2020 годом

Хотя возвращение на Луну предполагалось не ранее 2020 г., американцы начали разработку и той техники, которой предстояло действовать на поверхности естественного спутника Земли. Многим, наверное, запомнилось участие посадочно-ходового макета обитаемого лунохода SPR (Small Pressurized Rover - «компактный герметичный вездеход») в... инаугурации нового Президента США Б. Обамы. Машина эта, хоть пока и макетная, революционна, она задаёт, так сказать, стандарт на обитаемые планетоходы на ближайшее столетие. Достаточно перечислить принципиальные новые техническиерешения, объединённые в одной конструкции:

- SPR оснащён 12 небольшими колёсами, собранными в шесть тележек. На каждую двухколёсную тележку опирается полноповоротная (на 360°) стойка переменной высоты, причём ход подъёмников больше диаметра колёс. В результате машина может с одинаковой скоростью двигаться в любую сторону, разворачиваться на месте, преодолевать серьёзные неровности, сохраняя свою горизонтальность;

- имея такую конструкцию, SPR может стыковаться с себе подобными или с другими герметичными модулями лунной инфраструктуры, что позволит астронавтам не надевать скафандр для перехода между объектами, собирать мобильную обитаемую базу из нескольких SPR;

- впервые реализован «в металле» давно предложенный, но остававшийся на бумаге т.н. «безшлюзовой выход». Скафандр для работы на поверхности Луны, сделанный по схеме советского «Орлана»,- с входом через люк-ранец на спине, - находится снаружи и не попадает в гермокабину, полностью исключая загрязнение или заражение как гермоотсеков, так и поверхности планеты. Об этом - чуть подробнее.

Small Pressurized Rover - «компактный герметичный вездеход»

Со стороны кабины имеется люк, открывающийся внутрь, с крышкой, выполненной в форме ниши, с минимальным зазором «облегающей» люк-ранец скафандра. Астронавт откидывает люк-нишу, открывает люк-ранец, раз - и он уже в скафандре, снаружи кабины. Закрывается люк-ранец, закрывается люк-ниша, расцепляются замки-фиксаторы - и всё, человек пошёл в скафандре по поверхности Луны (ну, сначала по платформе лунохода). Практически нет потерь воздуха, зазор между люками легко продезинфицировать. В обратном направлении человек подходит спиной к люку-нише, вставляет туда ранец до срабатывания защёлок и герметизации стыка. В зазоре, опять же, не остаётся места для каких-то внешних загрязнений...

Ещё любопытнее система «Атлет». Её основой является обод из нескольких секций с замками и приводами между ними. Он может как замыкаться, образуя силовое кольцо, так и размыкаться для наезжания на какие-либо опоры. К секциям обода прикреплены длинные суставчатые «ноги», оканчивающиеся мотор-колёсами на полноповоротной подвеске. Диаметр колёс невелик, зато длина ног перекрывает высоту посадочной ступени «Альтаира», а их «гибкость» позволяет опустить силовое кольцо с грузом на грунт. «Атлет», собственно, и предлагается для разгрузки «Альтаира» в грузовой конфигурации.

«Атлет»

Для создания обитаемых отсеков будущих лунных баз активно изучаются возможности надувных конструкций. Причём надувные гермоотсеки предлагают применять в сочетании с обсыпкой грунтом, призванной защитить от космической радиации (ну, и от микрометеоритов).

Марсианские корабли в США (как, собственно, и у нас) разрабатывать никогда и не прекращали. Проекты появляются постоянно, вбирая в себя достижения науки и космической техники; другое дело, что остаются они на бумаге, на предэскизной стадии. Единственное, что окончательно было определено в «марсианском» сегменте «Созвездия», так это то, что полетит не один корабль, а несколько, и собираться они будут на околоземной орбите из блоков, запускаемых «Аресами-5», а источник энергии будет атомный.

Впрочем, определилась и ещё одна характерная черта: пилотируемый корабль должен иметь искусственную силу тяжести. Да, опыт В. Полякова и других советских, российских, а теперь уже и американских космонавтов показал, что годы, необходимые для полёта туда и обратно, человек в невесомости проживёт. Но... На Марсе людям нужно будет работать, двигаться. А после многомесячного пребывания в невесомости требуется многосуточный (а то и многонедельный) период реадаптации.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

Один комментарий на «Восход и закат «Созвездия»»

  1. Андре говорит:

    Интересная информация! Единственная придирка к американскому современному варианту *луномобиля со скафандром* была уже высказана в печати. Как все уже видели на старых лунных фотографиях, лунная пыль быстро и прочно *липнет* ко всем частям скафандра… А астронавт должен СПИНОЙ (!!) состыковаться с *луномобилем*. А если у него *спина белая*? 😉 Ему-то ничего не видно! 🙁 А как, в этом случае, поведёт себя система защёлок *луномобиль*-скафандр, при *забивании* невидимой (и, похоже, очень мелкой) пылью – большой вопрос… А ведь идея автоматического шлюзования – весьма привлекательная! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".