Восход и закат «Созвездия»

Свои проекты предложили также «Рэйтеон», «Нортроп-Грумман» и ещё ряд мелких, практически дотоле неизвестных компаний.

«Созвездие»

Обоснованно считается, что дальнейшие события в американской пилотируемой космической программе стали следствием доклада NASA, обнародованного в ноябре 2005 г. В нём изложены результаты проработок американского космического агентства по выбору технических средств для реализации инициативы Президента Буша. Доклад «NASA's Exploration Systems Architecture Study», в формате .pdf, доступен в Интернете. Ознакомиться с ним несложно, но вот оценить... Не случайно практически сразу появились и другие объяснения принятых решений.

Итак, в конце 2005 г. была выбрана архитектура будущей космической системы:

- пилотируемый корабль CEV, в 2006 г. названный «Орионом». Конструкция была принята «боинговская» (конический ВА на 4--6 астронавтов и цилиндрический агрегатный отсек), но вот разработку и изготовление поручили... «Локхид-Мартину»;

- ракета-носитель тяжёлого класса CLV (Crew Launch Vehicle, «Пилотируемый носитель») для выведения «Ориона» на околоземную орбиту. От использования технологий EELV отказались полностью, а за основу взяли... твердотопливный ускоритель «Шаттла», на который установили водородно-кислородную 2-ю ступень с «шаттловским» же двигателем SSME (её поручили «Боингу»). Позднее носитель получил название «Арес-1»;

- ракета-носитель сверхтяжёлого класса CaLV (Cargo Launch Vehicle, «Грузовой носитель»). Он делался, опять-таки, на основе «Шаттла»: 1-я ступень - два стартовых твердотопливных ускорителя, 2-я - водородно-кислородная, на основе топливного бака «Шаттла» и его ЖРД SSME. Назвали её «Арес-5»;

- лунный модуль LSAM (Lunar Surface Access Module), позднее названный «Альтаиром». Он, естественно, состоит из посадочной и взлётной ступеней;

- и наконец, водородно-кислородный разгонный блок EDS (Earth Departure Stage, буквально «Ступень для покидания Земли»), которому предстояло отправить связку «Орион»-«Альтаир» с околоземной орбиты к Луне.

Полёт к Луне представлялся следующим образом: носитель «Арес-5» доставляет на околоземную орбиту связку EDS-«Альтаир»; затем «Аресом-1» запускается «Орион»; после стыковкикомплекс отправляется к Луне; EDS, отработав, сбрасывается; торможение для перехода на окололунную орбиту выполняется двигателем посадочной ступени «Альтаира»; затем расстыковка, посадка, работа на Луне, взлёт (на взлётной ступени); стыковка с ожидавшим на орбите «Орионом» и переход в него; отстрел взлётной ступени; старт к Земле; разделение модулей «Ориона» и вход ВА в атмосферу со второй космической скоростью; посадка.

Тогда же вся программа создания технических средств для полётов человека за пределы низкой околоземной орбиты получила название «Constellation» - «Созвездие». Нетрудно заметить, что очень похоже летали «Аполлоны». Практически разница только в том, что «Аполлоны» запускались на одной ракете с лунным кораблём, и перестроение происходило после отлёта от Земли, на траектории полёта к Луне; а «Орион» должен был стартовать на отдельной РН, а стыковка происходила бы на околоземной орбите. Такая схема с использованием носителей разного класса получила название «полуторапусковой». Баллистика не имеет национальной специфики, но поговаривают, что такую схему американцам подсказали отечественные специалисты в ходе российско-американских контактов 1990-х...

Идея максимального использования узлов «Шаттла» и - особенно - их производств выглядит здравой. Однако применение гигантских твердотопливных двигателей (РДТТ) представлялось крайне сомнительным ещё при выборе облика самого «Шаттла» 30 лет назад. Да, потом они продемонстрировали высокую надёжность, но вместе с тем - полную невозможность нейтрализовать возникшую аварийную ситуацию! Кроме того, у РДТТ есть и неустранимые (и неприемлемые для пилотируемых полётов) недостатки, о которых чуть ниже. А уж когда стало известно, КАК в новой системе предполагается использовать «шаттловский» задел, возникло глубокое недоумение, которое не рассеялось и поныне... Не случайно выбор именно таких схемных решений сразу связали с тем фактом, что назначенного тогда на пост директора NASA М. Гриффина считали и считают лоббистом компании «Alliant Techsystems Inc.», которая как раз и производит твердотопливные двигатели для «шаттлов».

Между идеей и воплощением

Практически не бывает такого чуда, чтобы машина, особенно такая сложная, как ракетно-космический комплекс, вышла на испытания и в эксплуатацию такой, какой была задумана в начале проектирования. И степень этих изменений наглядно показывает правильность тех или иных проектно-конструкторских, а иногда - предпроектных, прогнозно-планировочных решений. По мере своего продвижения от эскизов к лётным изделиям элементы программы «Созвездие» вызывали всё больше вопросов именно к этому, предпроектному, этапу работ.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

Один комментарий на «Восход и закат «Созвездия»»

  1. Андре говорит:

    Интересная информация! Единственная придирка к американскому современному варианту *луномобиля со скафандром* была уже высказана в печати. Как все уже видели на старых лунных фотографиях, лунная пыль быстро и прочно *липнет* ко всем частям скафандра… А астронавт должен СПИНОЙ (!!) состыковаться с *луномобилем*. А если у него *спина белая*? 😉 Ему-то ничего не видно! 🙁 А как, в этом случае, поведёт себя система защёлок *луномобиль*-скафандр, при *забивании* невидимой (и, похоже, очень мелкой) пылью – большой вопрос… А ведь идея автоматического шлюзования – весьма привлекательная! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".