Восход и закат «Созвездия»

Если кто-то думает, что только у нас то и дело корректируются космические программы, меняются концепции пилотируемых кораблей, множатся и конкурируют проекты ракет-носителей, - этот человек сильно ошибается. Такие процессы наблюдаются во всех странах «космического клуба». Можно сказать больше: чем объёмнее и сложнее программа, тем труднее в первые дни её существования сказать, как всё будет выглядеть в результате. И будет ли вообще...

В декабре 2003 г. Президент США Дж. Буш-мл. объявил о том, что полёты человека в космос будут выполняться в соответствии с новой концепцией, названной «Vision for Space Exploration» («Взгляд на исследования космоса»). 14 января следующего, 2004-го, эта концепция была обнародована. Основной упор делался на полёты человека за пределы низкой околоземной орбиты, что, собственно, включает всё космическое пространство выше, чем летает Международная космическая станция. Конкретной же целью было названо возвращение на Луну к 2020 г. и полёт на Марс в неуказанной, но недалёкой перспективе.

Главным средством реализации новой концепции был назван CEV, Crew Exploration Vehicle - «Пилотируемый исследовательский корабль». Кстати, почему-то у нас никто не додумался ввести в публикации об этой программе соответствующую «переводную» аббревиатуру ПИК - и неплохо звучащую, и вполне «говорящую». Может, потому, что, хотя в России и начались «симметричные» разработки, никто в нашей стране не воспринимал идею такого корабля как что-то реальное? Дело прошлое, но задуматься, наверное, стоит...

Тогда же было объявлено, что к 2010 г. закончится эксплуатация системы Space Shuttle. Под впечатлением от гибели «Колумбии» это восприняли с пониманием, но сам по себе факт впечатляет: впервые за три с половиной десятилетия в планах NASA не нашлось места многоразовым воздушно-космическим системам! Последней, как раз примерно в это время, была закрыта «Стратегическая пусковая инициатива» (SLI), предполагавшая создание носителя со всеми ступенями многократного использования.

Первая итерация

Буквально накануне объявления президентской инициативы в США успешно завершилась грандиозная программа EELV. Страна получила два принципиально новых носителя: «Дельта-4» (фирмы «Боинг») и «Атлас-5» («Локхид-Мартин»; интересно, что эта ракета летает на российских двигателях РД-180). Хотя программа была конкурсной, решено было выпускать оба носителя, для обеспечения надёжного доступа в космос: если авария с одной, пока ищут и устраняют причину, грузы переносятся на другую. Оба носителя, в зависимости от комплектации, относятся, по нашей классификации, к среднему и тяжёлому классам, т.е. вполне могут выводить на околоземную орбиту пилотируемые корабли. Напрашивалось решение: делать корабль под какую-то из этих ракет-носителей, а полёты к Луне, точкам либрации, в межпланетное пространство обеспечивать разгонными блоками, собираемыми уже в космосе. Выводить их можно теми же носителями по частям или, в сборе, сверхтяжёлыми ракетами, которые ещё предстоит создать. Но это можно сделать на той же технологической основе.

Наиболее ярко был представлен проект «Боинга», под «Дельту-4». «Боинговский» CEV-ПИК задумывался модульным и должен был включать возвращаемый аппарат (ВА, аналог «аполлоновского», только несколько больше), «ресурсный» модуль с энергосистемой и двигателями орбитального маневрирования (в нашей стране это называется «приборно-агрегатный отсек»), жилой модуль (надувной!), грузовой модуль и, наконец, универсальный ракетный блок, судя по размерам баков - на кислородно-водородном топливе. В «базовой комплектации» он двухступенчатый.

Из этих модулей, как из конструктора, предполагалось собирать космические корабли для операций на околоземных орбитах, а также у Луны. Например, для облёта Луны предлагалась связка из возвращаемого аппарата, ресурсного модуля и двухступенчатого ракетного блока; для работы на окололунной орбите - «станция» из ВА, обитаемого, грузового и двух ресурсных модулей. Наконец, из этого же набора планировалось собрать и корабль для облёта Марса: ВА, ресурсный модуль, жилой модуль, грузовой модуль плюс «межорбитальный буксир», помощнее ракетного блока, на атомных ракетных двигателях.

О «локхидовских» проектах - а их было два - известно гораздо меньше. Первый представлял собою ВА в форме усечённого конуса с очень малым углом раствора и агрегатный отсек. В таком виде он должен был летать к МКС, а вот как он выглядел бы, скажем, для полёта к Луне, осталось неизвестным. Во втором проекте планировалось использовать ВА схемы «несущий корпус» (весьма напоминающий появившийся тогда же отечественный проект «Клипер»); кроме того, в составе корабля предполагались обитаемый «модуль миссии» и кислородно-водородный ракетный блок, сбрасываемые перед входом в плотные слои атмосферы.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

Один комментарий на «Восход и закат «Созвездия»»

  1. Андре говорит:

    Интересная информация! Единственная придирка к американскому современному варианту *луномобиля со скафандром* была уже высказана в печати. Как все уже видели на старых лунных фотографиях, лунная пыль быстро и прочно *липнет* ко всем частям скафандра… А астронавт должен СПИНОЙ (!!) состыковаться с *луномобилем*. А если у него *спина белая*? 😉 Ему-то ничего не видно! 🙁 А как, в этом случае, поведёт себя система защёлок *луномобиль*-скафандр, при *забивании* невидимой (и, похоже, очень мелкой) пылью – большой вопрос… А ведь идея автоматического шлюзования – весьма привлекательная! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *