Почему мы не полетели на Луну?

Сергей Павлович Королев, знаменитый Генеральный конструктор космической техники, мечтал о сверхтяжелой ракете, на которой космонавты могли бы добраться до Луны, потом до Марса и вернуться на Землю. Многие из идей этого гениального ученого воплощались со временем в инженерные конструкции, планеры, ракеты...

Для того чтобы двум космонавтам добраться до Луны, высадиться на ней и вернуться, ракета должна нести полезный груз порядка ста тонн. При этом вес ее в момент старта должен составлять не менее трех тысяч тонн.
На рубеже 50-60-х годов прошлого века ни мы, ни американцы такой техникой не располагали.

В начале 60-х С. П. Королев подал в правительство записку, где изложил возможный сценарий пилотируемого полета на Луну. Дальнейший ход событий показал, что этот сценарий был самым рациональным.

Еще в 1960 году появилось постановление правительства о создании через три года ракеты-носителя Н1, рассчитанной на полезную нагрузку 40-50 тонн. Это решение пересматривали, сроки готовности отодвигали.
Только в 1964 году была официально поставлена задача высадки человека на Луну. Однако уже тогда стало ясно, что мощности двигателей не хватит, чтобы вывести на орбиту необходимые 100 тонн полезной нагрузки.

Пришлось отказаться от идеи высадить на Луну двух космонавтов. Второй должен был остаться на окололунной орбите. Несмотря на трудности, работа над лунным проектом продолжалась. В Байконуре строился новый стартовый комплекс, ракета Н1 обретала себя в металле.

В Центре подготовки космонавтов появилась специальная группа "Луна".
В основной экипаж вошли Алексей Леонов и Олег Макаров, в дублирующий - Валерий Быковский и Николай Рукавишников. Был и третий экипаж - Павел Попович и Виталий Севастьянов. Между тем у С. П. Королева все еще не было двигателя для сверхтяжелой ракеты. Его мощность должна была в пятнадцать раз превышать мощность серийных королевских ракет.

Спроектировать и построить такой двигатель могло только одно КБ -во главе с академиком В. П. Глушко. Но в тот период Королев и Глушко придерживались противоположных взглядов на перспективы ракетных двигателей. Возможности керосина и сжиженного кислорода как топлива в смысле наращивания мощности были почти исчерпаны.

Более высокую мощность могли дать двигатели на сжиженных водороде и кислороде. Их целесообразно было ставить на вторую и третью ступень, когда двигатели работают практически в безвоздушном пространстве. Глушко же считал, что жидкий водород как топливо в ракетной технике бесперспективен. Ему представлялось, что лучшими топливными компонентами для двигателей являются фтор, азотная кислота и гептил. Все эти вещества крайне ядовиты. Применение их оправданно в военной технике.

В пилотируемой же космонавтике Королев был категорически против их использования. Королеву пришлось срочно искать других специалистов. Он обратился в КБ Н. Д. Кузнецова, где создавались авиационные двигатели. Поскольку у этого КБ не было возможностей построить большой ракетный двигатель, да и время поджимало, решили сконструировать двигательную установку для Н1 из "пакета" средних двигателей.

Первая ступень представляла собой 30 жидкостных реактивных двигателей. Вторая ступень - 8 пустотных ЖРД, третья - 4. В результате на околоземную орбиту три первых ступени могли вывести 95 тонн полезного груза. В январе 1966 года С. П. Королев скончался. Его КБ и весь проект Н1 возглавил его заместитель, академик В. П. Мишин.

Наконец 21 февраля 1969 года начались летные испытания. Через 70 секунд после старта в хвостовом отсеке первой ступени начался пожар, и полет пришлось прекратить, 3 июля 1970 года во время второго запуска вышел из строя кислородный насос. Произошел взрыв, разрушивший даже стартовый комплекс. На его восстановление и подготовку новой ракеты ушло немало времени.

Наконец 27 июля 1971 года приступили к третьему пуску. Ракета чуть приподнялась над землей, но из-за потери управляемости полет сорвался, стартовый стол снова был поврежден. 23 ноября 1972 года ракету запустили в четвертый раз. Все двигатели роковой первой ступени работали нормально, полет продолжался целых 112 секунд, нов конце активного участка выведения в хвостовом отсеке ракеты возникла неисправность, нормальный полет прекратился. Тем не менее все те, кто готовил этот запуск и проводил его, были довольны результатом.

Теперь уже стало ясно - победа совсем близка. В монтажно-испытательном корпусе Байконура были готовы к старту еще две ракеты. В августе 1974 года планировался пятый запуск, а в конце года - шестой. Дальше предполагалось передать Н1 в эксплуатацию.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

6 комментариев на «Почему мы не полетели на Луну?»

  1. Улдис говорит:

    Так и тянет добавить:
    -“По официальным данным… до сегодняшнего дня…”-
    Возможен ли такой вариант?! Безусловно.Мало ли тайн ждет своего открытия…
    Так и в этой версии,то тут,то там-раздаются звоночки,призывающие усомниться в официальной сводке. Да,по каким то причинам скрыто,ибо преследовало свою тайную цель. Но вот приехал Леонид Ильич и шепнул на ушко-“Запускайте! Всем скажем,что просто спутник,ш..ш..ш”
    -“А почему шепотом,Леонид Ильич?!”-
    -“ш-ш-ш,а чтоб никто не догадался…”-
    …А еще есть такая замечательная картина:”Леонов на Луне”
    s017.radikal.ru/i422/1110/6c/6cc52844dd7c.jpg
    Я верю…потому,что-Хочу верить!…ш..ш..

  2. Улдис говорит:

    Попытка номер 2
    Леонов на Луне
    http: //s017.radikal.ru/i429/1110/f0/287a8a95f92a.jpg

  3. Sergej говорит:

    Я исправил URL в Вашей ссылке, открывается хорошо, в следующий раз старайтесь придерживаться того стандарта, который принят везде.
    С уважением, admin

  4. Андре говорит:

    Эх! А ведь шикарно смотрится! Жаль, что это не фотография, Улдис… 🙁
    Всего два пуска не дотянули… Ну, были бы на пару лет позже на Луне. Но какой триумф – этот полёт породил бы! Большое упущение для СССР. А ведь могли бы уже и лунные российские поселения быть! За столько-то лет… 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *