Маневры на орбитах

Потеря темпов исследований по «лунной» проблематике отчетливо ощущалась. В то время как американцы, решив все свои задачи, уже прекратили эксперименты с «Джемини», у нас аналогичные исследования по программе «Союз» только начались. Даже по весьма оптимистическим прогнозам полет на Луну советских космонавтов мог состояться лишь в 1970 — 1971 годах, т.е. уже после того, как американцы побывали бы там несколько раз.

Казалось бы, именно в этот момент и нужно было принять решение об отказе от лунных экспедиций. Но, увы, работы по-прежнему продолжались и требовали все новых и новых затрат. Нельзя сказать, что они были безрезультатны.

Четырехступенчатый вариант ракеты-носителя «Протон» мог обеспечить пилотируемый облет Луны на аппарате «Л-1», модификации «Союза». В.Н.Челомей надеялся, что такой полет можно будет осуществить уже в 1967 году к 50-летию Советской власти. Так что в любом случае имелась надежда обогнать американцев в этом эксперименте. Гонка к Луне достигла своей критической точки. Американская разведка пристально следила за нашими космическими объектами. Спутники-шпионы зафиксировали строительство пускового и монтажного комплексов на Байконуре, а также новой антенны в Центре управления полетами, в Калининграде (под Москвой). Американцы знали даже, что в нашем отряде космонавтов тренируются 60 человек.

2 марта 1968 года трехступенчатая ракета-носитель «Протон» вывела в космос беспилотный вариант аппарата «Л-1», известного как «Зонд-4» (запуск, правда, не был направлен в сторону Луны). Полет прошел нормально, что вселило в специалистов новые надежды.

С помощью этой ракеты можно было осуществить пилотируемый полет на Луну по двухпусковой схеме, которая предусматривала запуск двух аппаратов, их стыковку на орбите Земли и последующий полет на Луну. Но этот вариант был сложным, и от него отказались.

15 сентября был запущен «Зонд-5», который облетел Луну и вернулся на Землю. Он приводнился в Индийском океане, но при спуске обнаружились некоторые неполадки — перегрузка и температура оказались больше расчетных.

По-прежнему велись работы по проектам «Н-1» и «Л-3».

Первыми в 1968 году в космос отправились американские астронавты Уолтер Ширра (командир), Уолтер Каннингем и Донн Эйзел на основном блоке космического корабля «Аполлон-7».

Уолтер Каннингем родился в 1932 году. В 1951 году поступил на службу в ВМС США, где освоил профессию летчика. Воевал в Корее. После окончания войны ушел с военной службы. В 1960 году окончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, по специальности физик. В 1961 году там же получил степень магистра наук по физике, затем окончил докторантуру. Работал в одной из промышленных корпораций, где занимался вопросами защиты от баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, а также изучал проблемы земного магнетизма. Разработанный им трехосный магнитометр был впоследствии установлен на борту первой орбитальной геофизической обсерватории, запущенной НАСА. В отряд астронавтов зачислен в 1963 году. В 1971 году уволен из НАСА. В настоящее время является вице-президентом одной из фирм в Хьюстоне.Донн Эйзел родился в 1930 году. В 1952 году окончил Военно-морскую академию, получив степень бакалавра наук. Затем прошел обучение в школе по подготовке пилотов для аэрокосмических исследований на авиационной базе Эдуарде (штат Калифорния). Получил степень магистра наук по астронавтике в Технологическом институте ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон. Был летчиком-испытателем оружия на авиационной базе Кертленд (штат Нью-Мексико). В 1963 году зачислен в отряд астронавтов.


С 1970 года работал помощником директора по техническим вопросам пилотируемых космических полетов в научно-исследовательском Центре имени Ленгли. В 1972 году вышел в отставку в звании полковника ВВС США. В настоящее время является руководителем Восточного отделения фирмы «Марион пауэр шавел» (Уильямсберг, штат Вайоминг).

Запуск состоялся 11 октября с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б» и прошел успешно. Это был первый полет на «Аполлоне», и перед экипажем стояли сравнительно простые задачи.

После выхода на орбиту корабля астронавты стравили из второй ступени ракеты-носителя остатки топлива, с помощью вспомогательных двигателей совершили несколько поворотов системы «ступень — корабль», а затем отстыковали ступень от корабля. Придав импульс тяги кораблю, они отвели его от ступени на пятнадцать метров. После фотографирования ступени астронавты перевели корабль на другую орбиту.

На вторые сутки полета был осуществлен эксперимент по сближению с этой ступенью. Корабль подошел к ней на расстояние двадцать метров, и они в течение получаса совершали групповой полет. Затем были включены вспомогательные двигатели, и «Аполлон» перешел на другую орбиту.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Освоение Луны с метками .

6 комментариев: Маневры на орбитах

  1. Седой Д говорит:

    “Стаффорд включил двигатель посадочной ступени и перевел аппарат на орбиту высотой примерно 14 километров над поверхностью Луны.” “Они провели испытание радиолокатора, который должен был использоваться при посадке на Луну, наблюдали подходы к участку посадки и сам участок.” “Съемка участка, выбранного астронавтами, не удалась, поскольку камера вышла из строя.” – Ну как всегда на самом интересном месте у них отказывает камера. А так было бы интересно посмотреть снимки луны с высоты 14 км. сделанные руками человека, а не автоматами. А все эти маневры с расстыковкой и стыковкой – это же чудо по тем временам – и опять ни фото ни кинокадров практически нет. Прямо напасть какая то на фото и кинокамеры у НАСА.

    • DNK говорит:

      А Вас что-то удивляет? Вы вот сейчас, а не 50 лет назад, посмотрите онлайн-камеры на МКС. Потратьте несколько часов – НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
      Во-первых Вас поразит удивительно низкое качество изображения (и это после установки якобы ХД-камер), во-вторых, прочитав текст под окошком плеера, Вы должны сильно удивиться: “Картинка со станции будет передаваться только в том случае, если антенны МКС находятся в зоне видимости земных приемников. Если МКС ушла за горизонт, то на экране будет отображаться тестовая информация или карта мира.” – тоесть телефоны на Земле работают по всему шарику, а “приемники сигнала МКС” – нет? и фраза “МКС ушла за горизонт” достойна отдельного восхищения.
      В-третьих, когда “МКС за горизонтом” Вы видите картинку из ЦУП-а на которой видно положение МКС над планетой в режиме реального времени, а смешное тут в том, что ПОЧЕМУ-ТО от витка к витку “мертавая зона приемников” хаотически меняется – то трансляция отрубилась когда МКС была над Америкой (!!!) то когда она над Европой (!!!) итд. Отдельного умиления заслуживает ситуация, когда вам показывают карту ЦУПа, а вот звук продолжает идти онлайн. Наверное приемники для звука располагаются отдельно? 🙂
      В-четвертых, если вблизи МКС происходит нечто, что нам с Вами видеть не положено, Вы будете наблюдать пустой коридор МКС. Однако криворукость кой-кого не знает границ, и на экранах висящих в этом коридоре ноутбуков видно картинку с тех камер, которые смотрят наружу. Ой, сколько интересного можно увидеть! Ну и не удивительно, что трансляция с наружных камер возобновляется, как только непонятные объекты вокруг МКС исчезают.
      Вобщем, как много прекрасного и удивительного вокруг нас, и с камерами НАСА в том числе.

  2. кот Василий говорит:

    Просто память освежить.
    А-8 это третий полет Сатурна -5. Два предыдущих (чего уж греха таить) были неудачными. И тут оп-ля и сразу на Луну. И без проблем.
    Наши просто не могли поверить что так нагло можно сделать, поправ здравомыслие, безопасность и вообще все поправ. Огромный риск, не риск даже, а практически убийство. Но все становится на свои места если понимать, что никакого полета не было.
    [Опять же – отношение к риску – Союз ТМА, если память не изменяет, сделан в угоду американским друзьям, и переделки коснулись в том числе системы снижения: уменьшена скорость снижения, увеличены амортизирующие свойства кресел, улучшены двигатели мягкой посадки. Пепси-колу только проводницы не подают в общем. Вполне в духе среднеамериканского менталитета. Своих кораблей нет, а от чужих мы нос воротим.
    Не попроси нас нежные друзья сделать для них нежные кресла – так бы и летали на своих позорненьких.]
    И как все потом у американцев пошло хорошо да гладко, просто диву даешься. Это только наши корабли не могли состыковаться, это у нас люди гибли в реальных полетах, у нас раздувались скафандры и тд и тд и тд.
    Это надо просто понять – ни разу (НИ РАЗУ) не совершив отстыковку-стыковку в автомате, сделать это сразу с людьми да еще на орбите Луны, да еще отойти на 90 километров.
    Это просто немыслимо.
    Ну и главное конечно достижение – я честно – плакал… Им разрешили (внимание) ПОБРИТЬСЯ!!! Вот гимн человечности и прогрессу где! Забота то какая!
    А то что туалета не было – скромно так умалчивается. То есть – ты побрит и даже свеж, но трусы a-la памперс равномерно распределяют твои же фекалии по телу, от коленок до пупка. И так неделю а то и десять дней. Не знаю конечно – может у них кожа не чувствительна к фекалиям?.. Никто повторить не пробовал? Ладно б на земле еще – покакал и ходи так – все со временем вниз соберется, а в невесомости – нееет…
    Лично я бы предпочел быть небритым, но иметь туалет, как на Союзах например…

  3. кот Василий говорит:

    ” работы по-прежнему продолжались и требовали все новых и новых затрат. Нельзя сказать, что они были безрезультатны.”

    Отдадим должное великодушию автора к работам по советской лунной программе.
    Давайте же посчитаем результаты. Пусть они будут для нас неутешительны… Всплакнем. Выпьем.

    Итак. В наследие от лунной программы СССР у нас остались: корабль Союз, он же Прогресс, РН Союз и Протон (с двигателями само собой), разгонный блок, двигатели от Н-1 (целенькие), океанский флот станций РТО, скафандры, системы жизнеобеспечения, перекочевавшие во многом на Салют, служба спасения.
    Ну не так уж и много, правда?

    Посмотрим что осталось от лунной программы США?
    Итак.
    Э…
    Ммм…
    Нууу…
    Скотч?
    Новые законы термодинамики?
    А! Много красивых фото, и 400 кг грунта который украли?

    Сравнение – что и говорить – в пользу американцев.

  4. Стрельцов говорит:

    ну вы, не правы, внушительный список американского наследия, можно продолжать долго; скайлеб из страха что русские скопируют, поменяли на советские древние и не экономичные наработки космических станций, огромный вклад в астробиологию (феномен космической аккомодации глаз у американского населения), смешные слабые НК33, из советских отсталых связок приходится покупать, Ф1 и лунный грунт для будущих поколений стерегут…….

  5. инженер говорит:

    И ещё совершенно непонятно: откуда в США сейчас проблемы с управляемым спуском на реактивной тяге?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *