Спутник и Утопия

Разочаровавшись в земных порядках, начиная с XIX века прогрессивное человечество мечтало переселиться жить на Луну. В 1835-36 годах мир охватила эйфория от якобы найденной там жизни – люди верили, что на Луне им больше не придётся работать и страдать от нищеты и безысходности. В СССР в 1960-70-е тоже всерьёз взялись за создание лунного поселения.

1

В США 25 августа 1835 года нью-йоркская газета Sun, ссылаясь на перепечатку из приложения к серьёзному английскому журналу «Эдинбург джорнел оф сайенс», начала серию публикаций об открытии жизни на Луне. В статьях сообщалось, что находящийся на мысе Доброй Надежды Джон Гершель сумел разглядеть на Луне горы, леса, даже отдельные деревья, похожие на тисы и сосны, луга, на которых паслись животные, похожие на бизонов, огромного лунного единорога, многих других животных и птиц и, наконец, разумных жителей Луны, похожих на летучих мышей.

Белый мир охватила эйфория, в первую очередь различного рода протестантских сектантов. Они засыпали редакцию газеты, американский Конгресс и учёных просьбами придумать способ, как можно было бы добраться до Луны. Один из лидеров американских пресвитериан Коллинз даже составил план обустройства лунной Утопии. Он был мелким рабовладельцем и хозяином ранчо с юга США, и был уверен, что лунных человеко-мышей удастся захватить в рабство. Это позволило бы всем земным переселенцам раздать рабов «по справедливости», человеко-мышей по 50-60. Коллинз считал, что именно такое число невольников позволит семье обрести достаток и уверенность в будущем.

(Выше и ниже иллюстрации из приложения к Sun с изображением построения новой жизни на Луне, 1835 год)
2

Ажиотаж по поводу открытия жизни на Луне достиг даже России. В. Вересаев в книге «Пушкин в жизни» сделал такую запись, датированную январем 1836 года: «Много толковали о мнимом открытии обитаемости Луны. Пушкин доказывал нелепость этой выдумки, считал её за дерзкий пуф, каким она впоследствии и оказалась, и подшучивал над легковерием тех, которые падки принимать за наличную монету всякую отважную выдумку…»

Позднее выяснилось, как происходило рождение этого мифа. Автором газетной «утки» стал публицист Локк. По воспоминаниям самого Локка, переданных позднее его другом Уильямом Григгсом в «Истории знаменитой лунной „утки“», за цикл этих статей Локк получил 300 долларов, большую сумму по тем временам (обычная плата для редактора Sun составляла $12 в неделю).

Но издатели Sun получили огромную прибыль. После публикации об открытии жизни на Луне тираж газеты резко возрос, в дополнение к нему пришлось допечатать ещё 60 тысяч экземпляров, которые были распроданы в течение следующего месяца. Перед этим общий тираж газеты составлял 10 тысяч экземпляров в месяц.

Несмотря на то, что постепенно ажиотаж вокруг заметки в Sun постепенно спал, это не отменяло тягу людей ждать новую жизнь. Всю вторую половину XIX века западный мир потрясало одно лунное открытие за другим. К примеру, в 1876 году в газете Chicago Times под названием «Лунные заключенные» вышел цикл статей, в которых сообщалось, будто в Париже был выстроен гигантский телескоп, с помощью которого на поверхности Луны удалось разглядеть здания индустриального типа и рабочих, скованных вместе одной цепью. Пояснялось, что это означало, что на Луне существует рабство или же использование подневольного труда заключённых.
3

Первые социалисты в ответ написали гневные письма, что газета таким способом решила обмануть мечту трудящихся, и, по некоторым данным, на Луне давно произошла пролетарская революция.
Дальше больше. Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс предложил начертить на поверхности нашей планеты, например в Сибири, гигантское изображение теоремы Пифагора. Он решил, что это можно сделать путём прорубки многокилометровых просек в тайге или, наоборот, организовав огромные лесопосадки в степи.

«Если селениты действительно существуют и имеют понятие о геометрии, то они непременно ответят подобной же фигурой,- говорил Гаусс.- Таким образом, между Землей и Луной будет установлена связь, и не составит большого труда придумать алфавит, при помощи которого можно будет переговорить с обитателями Луны».

Гаусс считал, что можно также составить чертежи из зеркал, которые надо было бы регулировать так, чтобы они вспыхивали отраженным светом. Уже после смерти Гаусса ту же систему предлагали для посылки сигналов – «солнечных зайчиков» – на Марс.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Мифы о Луне с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *