За колеса для лунохода купил «Жигули»

В 60-х на Харьковском велозаводе выпустили триста колес, в космос полетели только 16.

фото А.Половинкина

В квартирах двух харьковчан на самом видном и почетном месте стоят настоящие колеса для луноходов. Изобретатели Юрий Гирш и Илья Берман, которые в 60-х годах прошлого века работали в Конструкторском бюро велостроения, создавали их своими руками. Над сверхсекретным проектом Гирш и Берман трудились около десяти лет. Удалось сделать 300 колес. В космос отправились лишь 16 — на «Луноходе-1» в 1970 году и на «Луноходе-2» в 1973 году.

«Пришел спецзаказ из Ленинграда — придумать колеса для космического аппарата. Естественно, что все сразу воодушевились. Собирали колеса в отдельном помещении на территории велосипедного завода. Все сотрудники работали в белых халатах и перчатках, мельчайшее загрязнение на колесе протирали спиртом. Не должно быть на колесе малейших отпечатков. Идеальная чистота — было главным условием работы», — вспоминает главный конструктор проекта Юрий Гирш. Сначала 12 человек пытались сделать гусеничные шасси, как у танка.

Тогда ничего не было известно о лунном грунте: то ли там песок, в который будут проваливаться колеса, то ли скалистая поверхность. В процессе работы стало ясно, что гусеничные шасси в безвоздушном пространстве не смогут работать, потому что соединительные детали в вакууме «слипнутся». Потом разработали другую конструкцию.

Колесо, которое весит около трех килограммов, делали из нескольких материалов — алюминия, титана и стали. «Титан можно обрабатывать только в вакууме, поэтому готовые детали из него присылали из Ленинграда, — вспоминает Юрий Гирш. — Уже в космосе возникла проблема — стальные велосипедные спицы нашего производства образовывали магнитное поле, которое создавало помехи в передаче информации с лунохода на Землю.

Нашим разработчикам усложнили задачу — в «Луноходе-2» спицы для колес должны быть из титана. Но во время работы в Харькове поняли, что титановая проволока не подходит: когда натягиваешь спицу, она растягивается, как резина. Пришлось отказаться от этой идеи. Спицы оставили стальные», — говорит изобретатель. Колеса из частей «складывал» специальный антимагнитный титановый инструмент, который привезли из Ленинграда. По словам Гирша, даже на самом заводе мало кто знал, что кто-то среди них работает над сверхсекретным проектом. Колеса перевозили в открытую в специальных ящиках.

Каждое колесо, по словам Юрия Гирша, выдерживало до полутонны. А у лунохода их 8, при этом вес аппаратов — 756 и 840 килограммов. «Мы в Харькове не испытывали колеса на прочность, потому что были уверены в их надежности», — утверждает Юрий Гирш. Испытывали же луноходы с харьковскими колесами на сверхсекретных полигонах — «лунодромах»: на Камчатке, в Ленинграде и Крыму. «Представьте себе огромный стадион — так выглядел полигон для испытаний. Беговая дорожка покрыта различными препятствиями: камни, бревна, песок. С их помощью имитировали разнообразные профили поверхности Луны. Луноход все преодолел», — вспоминает Гирш.

За 300 лунных колес Юрий Гирш получил премию — 500 рублей. Кроме того, ему разрешили без очереди купить первую модель «Жигулей», на которых он ездит до сих пор. Когда СССР свернул программу освоения Луны, детали мертвым грузом лежали в Бюро велостроения. Спустя 30 лет им нашли применение. «Когда я уходил на пенсию, сделал два колеса на память: себе и другу. У меня даже патент есть, что колесо настоящее», — говорит Юрий Гирш.

Памятники холодной войны – лунные «танки»

Впервые в истории 17 ноября 1970 года на поверхность естественного спутника Земли спустился советский луноход с харьковскими колесами, за которые его прозвали «танком» и «трактором». Это был прорыв в изучении Луны. Аппарат проработал более 300 суток — в три раза дольше, чем планировалось. «Наши колеса ни разу не подвели на Луне», — с гордостью говорит Илья Берман.

Итоги работы впечатляющие: аппарат проехал 10 540 метров, передал на Землю около 25 000 снимков. Кстати, 11 декабря 1993 года «Луноход-1» вместе с посадочной ступенью станции «Луна-17» на аукционе Sotheby’s купил за 68 500 долларов разработчик компьютерной игры Lineage, сын американского астронавта Ричард Гэрриот. В специальном каталоге указано: лот «покоится на поверхности Луны».

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

8 комментариев: За колеса для лунохода купил «Жигули»

  1. Андре говорит:

    Ещё один повод – гордости за СССР! 🙂

  2. Майкл говорит:

    Внимательно смотрим на колесо от лунохода.
    Как добротно и качественно сделано.
    А теперь сравните с фотографией лунного (картонно-фанерного, да еще даже со скотчем) модуля, который снят якобы на Луне.
    Эти фото лунного модуля есть на этом сайте.
    Разницу видите?
    Еще один гвоздь в гроб американской лунной программы Аполлон.

  3. Игорь13 говорит:

    Просьба к админу. Если возможность просмотреть снимки, снятые луноходами. Я реальный скептик, как американской лунной программой, так и советской- много мутного в обеих.

  4. Андре говорит:

    Присоединяюсь к просьбе Игорь13! Было бы очень интересно – сравнить такие фотографии. Может и вправду – луноход никогда не покидал Землю?? 😉
    Особенно интересной – должна быть фотография колеи лунохода… 🙂

    • Admin говорит:

      Уважаемые Андре и Игорь13.
      Статьи о Луноходе-1 и 2 с панорамными снимками, будут опубликованы 07 и 08 декабря 2012 года.
      С уважением, admin

  5. strelcov говорит:

    здравствуйте,меня в моем опусе о луне,с чего собственно заинтересовался,как раз снимки с луноходов убили наповал,они в приближении американские ненапоминали(с аполонов) http: //www.planetology.ru/panoramas/lunokhod1.php?page=12&language=english

  6. Суворов говорит:

    Дружище strelcov!-Не забываем КОГДА и ЧЕМ они былисделаны! 25лет назад еще твой папа в лучшем случае на смену 8м снимал, а эти “снимки” были сделаны не фото а теле техникой (240линий в лучшем случае)-, еще наверняка при твоем деде!
    я понимаю -что сейчас любой китайский задрипфон лучше снимает!,- но это не повод “убиваться на повал”.Гораздо смешнее современная техника-показывающая кляксы на Луне-с обяснениями и стрелочками -что “это мол – лунный модуль”- а эта клякса – “лунотрактор” ! 🙂

  7. скептик говорит:

    по сегодняшний день ректор львовской политехники гоняет своих шестерок в каптерку за колесами от лунохода для всевозможных выставок достижений и конференций – в свое время за их разработку получены немалые деньги…
    а снимки сделаны похоже на фотоэлектрической бумаге движущейся спиралью…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *