О работе с Луноходом-2

Рассказывает В.Г. Довгань.


Для управления Луноходами при НПО им. Лавочкина заранее были созданы экипажи из тщательно отобранных офицеров-специалистов. И мне посчастливилось попасть в их состав. Многочисленные тренировки, в том числе на «лунном автодроме», воссозданном на Земле, участие в подготовке других лунных программ главного конструктора Г.Н. Бабакина, позволили нам в полной боевой готовности встретить высадку на поверхность Луны первого лунохода. О большой сложной и увлекательной работе с ним, при случае будет рассказано, а сейчас коротко о работе с Луноходом-2.

Для проведения научных исследований на нём были установлены  магнитометр СГ-70, астрофотометр АФ-3л (для измерения светимости лунного неба), радиометр РВ-2н (регистрировал характеристики космического излучения), фотоприёмник «Рубин-1» (эксперименты по лазерной пеленгации), рентгеноспектральный прибор «РИФМА-М» (экспресс-анализ химических свойств реголита), ПРоП (прибор оценки проходимости  по физико-механическим свойствам реголита). В соответствии с советско-французским соглашением также был установлен уголковый отражатель, изготовленный их специалистами и предназначенный для продолжения экспериментов по лазерной локации Луны.

Место посадки находилось в непосредственной близости от материкового района, представлявшего большой научный интерес. Долгое время поверхность Моря Ясности не исследовалась непосредственно космическими средствами. В декабре 1972 г. на его восточной окраине совершил посадку  американский аппарат «Аполлон-17». Советский аппарат «прилунился» в 180 км к северу от места его посадки. Впервые в практике исследования Луны советский и американский аппараты совершили мягкие посадки в  такой близости друг от друга.

Управление «Луноходом-2» осуществлялось из симферопольского Центра дальней космической связи Командно-измерительного комплекса (ныне Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова). Первый сеанс связи с луноходом Государственная комиссия поручила  экипажу в составе командира майора Игоря Леонидовича Фёдорова, оператора майора Николая Яковлевича Козлитина, штурмана майора Викентия Григорьевича Самаля и бортинженера майора Альберта Евстафьевича  Кожевникова. Я в этом экипаже выполнял обязанности водителя «Лунохода». Одной из главных сложностей дистанционного вождения было то, что «машина» отстояла от водителя на 400 тысяч километров.

После контроля состояния бортовых систем лунохода было установлено, что  вышел из строя датчик местной вертикали, и лунная лаборатория лишилась навигационной системы. Но опыт экипажа, полученный при управлении  «Луноходом-1», позволил второму лунному вездеходу успешно начать свой первый сеанс движения. После оценки с помощью телевизионных камер окружающей местности, в 04 ч 14 мин с пульта водителя была выдана радиокоманда “Первая, вперёд!” «Луноход-2» сначала по трапам сошёл на поверхность Луны, а затем продолжил свой путь.

В нескольких метрах впереди на его пути оказался довольно старый кратер диаметром около 15 м. Если раньше, когда «учили ходить» первый луноход, эта естественная преграда вызвала бы жаркую дискуссию, то «Луноход-2» преодолел её, что называется,  «с хода» и остановился уже  почти в 30 м от посадочной ступени.     Экипаж в сеансах движения управлял луноходом без телеметрических показаний значений углов крена и дифферента на стрелочных приборах, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь интуиции водителей. «Лунной акробатикой»  назвали тогда движение  «Лунохода-2» по гребню вала кратера в Море Ясности. Водитель лунохода не мог рассчитывать на срабатывание систем защиты  и аварийную остановку при положении шасси выше расчётно-допустимых углов.

За четыре месяца (пять лунных дней и ночей) с 16 января  по 10 мая 1973 г. с «Луноходом-2» было проведено 60 сеансов радиосвязи. Передвигаясь в условиях сложного лунного рельефа, луноход преодолел 37 км. С помощью телевизионной аппаратуры на Землю были переданы 86 фото и телепанорам и более 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности. В 493 точках определялись физико-механические свойства грунта, а в 23 точках был проведен его химический экспресс-анализ. В ходе съёмки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного  рельефа, позволившие провести детальное изучение его строения.

Полученная пунктом управления луноходом Симферопольского Центра дальней космической связи (КИП-10) с помощью «Лунохода-2» уникальная научная информация послужила дальнейшему расширению сведений о Луне, Солнце и космическом пространстве.

По материалам сайта "Труженики космоса"

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".