Наземный космонавт: в Барнауле живёт водитель лунохода Андрей Калиниченко

Всякое случалось за это время. В шестой лунный день, 12 апреля 1971 года, в День космонавтики, луноход попал в сложный кратер с сыпучими, крутыми краями. Экипаж принял рискованное решение: закрыть солнечную батарею и выбираться назад вслепую. К счастью, всё закончилось благополучно.

К 8 Марта 1971 года молодые водители лунохода решили необычно поздравить женщин, работавших рядом с ними в Центре управления полётами. Штурман Константин Давидовский рассчитал маршрут так, чтобы аппарат выписал колёсами на лунном грунте "8 Марта". Но энергии хватило лишь на то, чтобы написать цифру 8, правда, размером в сто метров. Женщины были в восторге! А сидячих космонавтов спасло то, что заменить их было некем.

Но к тому времени Андрей Иванович уже покинул отряд наземных космонавтов – ему так и не довелось участвовать в сеансах связи с луноходом. Однако по аналогии с нелетавшими космонавтами, прошедшими полный курс подготовки, он имеет квалификацию водителя лунохода.

Дело в том, что к этому времени Калиниченко окончил военный институт иностранных языков и в самый канун высадки лунохода его перевели референтом-переводчиком военного атташе советского посольства в Германской Демократической Республике. Как человек военный, он подчинился приказу.

Так что наблюдать за прилунением аппарата ему пришлось в Берлине. Очень переживал за своих бывших коллег. Но Геннадию Латыпову удалось мягко спустить луноход по стапелям со специальной тележки на поверхность Луны.

Когда Андрей Калиниченко видит серпик на нашем ночном небосклоне, луну, он здоровается с ночным светилом. А когда на небо выплывает полная луна, он ищет то место, где стоит его луноход.

Справка "АП"

10 ноября 1970 года советская межпланетная станция "Луна-17" стартовала с Земли, а 17 ноября в 6 часов 46 минут, преодолев 400 тысяч километров, посадочная платформа совершила мягкую посадку в районе лунного Моря Дождей.

"Луноход-1" проработал на поверхности спутника Земли в три раза больше первоначально рассчитанного трёхмесячного ресурса, до 14 сентября 1971 года, когда с ним был проведён последний успешный сеанс связи. Суммарная длительность активного существования аппарата составила 301 сутки. За этот период он исследовал несколько кратеров, сложный рельеф в межкратерной зоне, отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках провёл его химический анализ. С помощью уголкового отражателя ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. На борту планетохода было восемь научных приборов для исследования поверхности ночного светила.

Аппарат выдерживал 130-150-градусную жару, а ночью - 170-градусный мороз. За время нахождения на поверхности Селены луноход преодолел 10 540 метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий.

*   *   *

Андрей Калиниченко родился 20 октября 1936 года в Барнауле. После окончания Новосибирского электротехнического института трудился инженером на приборостроительном заводе "Ротор" имени 50-летия СССР. В 1962 году был призван в качестве офицера в армию, где получил предложение участвовать в специальном проекте. В 1967-1970 годах освоил полный курс подготовки в качестве водителя лунохода. Как выпускник военного института иностранных языков был переведён на службу в Главное разведывательное управление Генштаба Советской армии, в 1970-1972 годах являлся референтом-переводчиком военного атташе посольства СССР в ГДР. После увольнения из армии жил в Москве, в 1991 году возвратился в Барнаул, где проживает в настоящее время.

http://www.amic.ru/news/215222/

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".