Наземный космонавт: в Барнауле живёт водитель лунохода Андрей Калиниченко

Теперь уже известно, что президент США Джон Кеннеди предлагал главе СССР Никите Хрущёву совместную программу высадки человека на Луну, но советский лидер заподозрил его в попытке выведать секреты советской ракетно-космической техники и отказался от подобного проекта. Двум великим державам ничего не оставалось, кроме как конкурировать в космосе.

Андрей Иванович знает, что в 60-х годах прошлого века военные по обеим сторонам океана предлагали планы милитаризации Луны. С их точки зрения, спутник Земли был идеальным местом для создания неуязвимого командного пункта или ракетной базы. К тому же американцы нуждались в прорыве, поскольку СССР уже закрепил приоритет в осуществлении космических программ, а его руководители пребывали в состоянии эйфории: первый спутник, первые снимки обратной стороны Луны, первая собака и первый человек в космосе, затем суточное пребывание в условиях невесомости нашего земляка Германа Титова, первый групповой полёт Николаева и Поповича, первая женщина в космосе. Словом, высадка человека на Луну для США была последним шансом. И американцы не пожалели на это ни сил, ни средств.

Только в августе 1964 года, значительно позже, чем в США, была утверждена постановлением Правительства Советского Союза лунная пилотируемая программа. Она предполагала реализацию двух параллельных проектов: лунно-облётного – к 1967 году и лунно-посадочного – к 1968 году. В итоге одновременно и параллельно, к примеру, разные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ Сергея Королёва и Владимира Челомея, а сверхмощный носитель для полёта на Луну – ещё и в КБ Михаила Янгеля. А плохая координация лунной программы приводила к ненужному распылению сил и средств, что стало одной из главных причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись.

Советскую лунную программу, её руководителей и участников сотрясала серия трагических событий: снятие Хрущёва в октябре 1964 года, смерть Королёва в январе 1966 года, гибель Владимира Комарова в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля "Союз-1", являвшегося в значительной мере прототипом лунного корабля, а также целый ряд аварий ракетно-космических комплексов, предназначавшихся для осуществления полётов человека на Луну.

21-27 декабря 1968 года американцы выиграли облётный этап "лунной гонки", когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс на корабле "Аполлон-8" сделали десять витков вокруг Луны. Советский Союз сосредоточился на посадочной программе. Первый пилотируемый полёт корабля 7К-Л1 несколько раз откладывался на январь, апрель, август, ноябрь 1969 года и апрель 1970 года. В итоге первыми 20-21 июля 1969 года прилунились американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Это, по мнению Андрея Калиниченко, произошло в том числе и потому, что в СССР космическая тема была запретной. Народ не знал, да и поныне не знает, в каком состоянии находится отечественная космонавтика.

А тогда Советскому Союзу ничего не оставалось, кроме как готовить асимметричный ответ в виде запуска лунохода. В ту пору многое из того, что касалось освоения космоса, было покрыто туманом секретности. Завеса тайны вокруг реальных космических программ оказалась настолько плотной, что первое после прилунения аппарата сообщение ТАСС звучало так: "Благодаря своим шасси луноход передвигается". В итоге многие поняли, что в луноходе сидит человек из КГБ и управляет им. Ошибся, кстати, и диктор Центрального телевидения, сообщив, что "луноход приземлился" на спутнике Земли.

"Жигули" на орбите

Изобрёл луноход советский конструктор Георгий Бабакин. Это была исключительно "умная", не похожая ни на какую другую машина. С помощью телекамер и дистанционного управления с Земли аппарат мог передвигаться во всех направлениях и преодолевать серьёзные препятствия.

Планетоход можно сравнить с обычными "Жигулями" и по размеру, и по массе. Он весил около 756 килограммов, общая длина с открытой солнечной батареей составляла 4,42 метра, ширина – 2,15 метра, он имел две скорости: одна около 1,2 километра в час, другая - около 2,4. Отличие от автомашины по большому счёту было лишь в том, что транспортным средством управлял водитель, находившийся от него на расстоянии в сотни тысяч километров.

Несмотря на обстоятельную подготовку, управление "Луноходом-1" оказалось очень сложным. Две телевизионные камеры были закреплены на аппарате слишком низко. Картинка с Луны получалась контрастной, без полутеней. Экипаж в таких условиях работал на износ, приходилось сменяться через каждые два часа.

За неполный первый лунный день луноход прошёл лишь 197 метров, за второй – полтора километра. Три первых "гарантийных" месяца помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу: занимался поиском лунной кабины. И это удалось. 20 февраля планетоход по новой колее возвратился к посадочной ступени.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".