Наземный космонавт: в Барнауле живёт водитель лунохода Андрей Калиниченко

В Барнауле живёт водитель лунохода Андрей Калиниченко, который имеет прямое отношение ко Дню Космонавтики . Об этом пишет корреспондент "Алтайской правды " Анатолий Муравлев. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его статьей.

Имена членов отряда, занятого управлением "Луноходом-1", стали известны широкой публике лишь спустя 23 года, после публикации в 1993 году статьи о них в газете "Красная звезда". Ведь испытаниями и запуском планетохода занимались военные, хотя внешне его водители выглядели как гражданские люди.

Позывной - "Заря-8"

До 26 лет Андрей Калиниченко считал себя сугубо гражданским человеком, работая инженером в Барнауле. Внезапно его вызвали повесткой в Центральный райвоенкомат, а затем призвали в армию. Службу нёс начальником радиостанции космической связи в Красном Селе под Ленинградом. Там, имея позывной с космонавтами "Заря-8", и прикоснулся к космосу.

Как-то командир станции зачитал офицерам телеграмму о наборе в какую-то специальную часть. Андрей Калиниченко, как и несколько его коллег, рискнувший подать заявление, был почти уверен: набирают кандидатов в космонавты. А оказался в составе "наземного космического экипажа", но что это такое, пока оставалось загадкой для претендентов. Им ещё предстояло пройти немало испытаний, комиссий, проверок. В итоге из полусотни кандидатов осталось 14 офицеров, в том числе и Андрей Калиниченко. Из их числа сформировали два экипажа, которым предстояло пройти подготовку, такую же как у тех, кто готовится к полёту в космос, исключая центрифугу.

Всех этих людей, имеющих специальность "Водитель лунохода", а их в мире всего 14 человек, Андрей Иванович знает лично. Теперь уже можно назвать их по именам. Это Вячеслав Довгань, Николай Ерёменко, Игорь Фёдоров, Николай Иванов, Андрей Калиниченко, Геннадий Латыпов, Валерий Сапранов, Василий Чубукин, Викентий Самаль, Константин Давидовский, Леонид Масензов, Альберт Кожевников и Юрий Васильев. Среди них были члены основного и резервного составов – командиры, бортинженеры, штурманы, операторы и водители командно-измерительного комплекса (КИК) – теперь он называется Главным испытательным центром испытаний и управления космическими средствами имени Германа Титова (ГИЦИУ КС) – нашего земляка. Некоторые члены отряда к сегодняшнему дню уже ушли из жизни, с остальными Андрей Иванович поддерживает отношения, созванивается. Они живут в Москве, Симферополе, Евпатории, Пскове, на Дальнем Востоке. В Сибири – он один.

После отбора будущие водители уникального транспортного средства прошли серьёзное теоретическое обучение. Затем, летом 1968 года, в соответствии с программой наземных испытаний и тренировок они оказались в Симферопольском центре космической связи.

Тренировки были интенсивными, до изнеможения. Спасало то, что два экипажа сменяли друг друга. И ещё то, что у Луны – 28-дневные циклы, которые условно делятся на лунные день и ночь. В лунную ночь им позволялось отдохнуть. Не в санатории, а в военном городке, на ЮБК – Южном берегу Крыма. Пляж, сауна и... стаканчик вина "Белое крепкое". По-украински – "Бело мяцне", а на языке наземных, или, как ещё называли, сидячих космонавтов, – "Биомицин". Впрочем, пить за рулём им строго-настрого запрещалось. 14 дней подряд – столько, сколько длится лунный день.

Для обывателей они казались обычными людьми, поскольку одевались в спортивную одежду – щеголяли в модных в ту пору олимпийках.

Полигон для испытания лунохода, как потом выяснилось, ничем не отличался от кусочка настоящего спутника Земли – на нём были такие же углубления, кратеры, разломы и россыпи камней – к тому времени лунную поверхность уже неплохо изучили с помощью непилотируемых аппаратов. А ведь ещё недавно спор о том, какова же поверхность Луны – твёрдая или мягкая, разрешил главный конструктор ракетно-космических программ Сергей Королёв, заявив, что она твердая.

Визуальное наблюдение за передвижениями лунохода по полигону было намеренно осложнено. Чтобы приблизить к условиям реального управления, сигнал задерживался – это называлось малокадровым телевидением. На экране монитора водители видели изображение с запозданием от двух до 24 секунд. Получалось, что к тому времени, как на экране появлялась новая картинка, луноход уже продвигался на несколько метров. Поэтому решения нужно было принимать с опережением, что, разумеется, затрудняло управление луноходом.

В этом, вероятно, и кроется секрет того, почему связист Калиниченко, а не автомобилисты, трактористы или лётчики оказался в отряде наземных космонавтов. Их водительский опыт, основанный на оценке сиюминутных ощущений, только мешал управлять луноходом.

Гонка на опережение

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".