Луноход катался по вулкану

Более 40 лет назад в СССР испытали и разбили первый луноход. В то время, как американцы уже месяц вспоминали первую в истории человечества высадку на Луну

В конце 60-х Советский Союз, опережавший Америку в звездном соперничестве, готовил очередную победу — облет Луны и высадку на ее поверхность.Королев трудился над ракетой Н1-Л3 — уникальным носителем, способным доставить на Луну космический аппарат с экипажем. В рамках этого проекта в НПО им. С.А. Лавочкина, главным конструктором которого был Георгий Николаевич Бабакин, подготовили техническое задание на проектирование первого лунохода.

Разработали и изготовили луноход в Ленинграде, в главном советском НИИ по танкам — ВНИИТРАНСМАШ под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, главного конструктора института. Работой бригады испытателей ВНИИТРАНСМАШа руководили Владимир Величко и Павел Сологуб. Аппаратура, установленная на луноходе, должна была определить свойства грунта, условия проходимости лунной поверхности и передать на Землю фото- и видеоматериалы.

По результатам закрытого конкурса выбрать площадку для испытания поручили знаменитому вулканологу Генриху Семеновичу Штейнбергу (Институт вулканологии СО АН СССР, Камчатка). Он должен был найти на Земле место, максимально похожее на поверхность нашего космического спутника.

Много лет Штейнберг изучал геологию Луны. Он сравнивал фотографии вулканических ландшафтов с астрономическими и космическими снимками Луны. Результаты сравнения оказались очень любопытными…

Подушка на Луне?

«В Лунной программе я участвовал с 1964 по 1971 год, — рассказывает академик Российской академии естественных наук, директор Института вулканологии и геодинамики Генрих Штейнберг. — Луна меня интересует как геолога, геофизика и прежде всего вулканолога. В одном журнале я однажды прочитал статью о поверхности Луны, где говорилось, что все лунные кратеры образовались в результате метеоритной «бомбардировки». Это было естественно, поскольку Луной (до середины ХХ века) занимались исключительно астрономы.

Не отрицая важности метеоритного фактора, я предположил, что многие особенности лунной поверхности обусловлены вулканизмом. В начале 60-х представления ученых о лунной поверхности были очень смутные.

Существовало устойчивое мнение, что она покрыта многометровым слоем пыли — «подушкой», в которой легко провалиться. Как осуществлять посадку космических аппаратов на Луну — для специалистов это оставалось загадкой». Штейнберг, увлекшись изучением геологии Луны (желая опровергнуть версию о «пылевой подушке»), пришел к выводу, что поверхность ее скорее шлаковая, сходная с той, что образуется в результате извержения вулканов. Он внимательно рассмотрел снимки Луны и сравнил их с аэрофотосъемкой, которую делал во время работы на вулканах. Оказалось, что внешнее сходство лунной поверхности с поверхностью вулканической очень велико.

Штейнберг начал подробно изучать физико-механические свойства вулканических пород. Эти данные были необходимы для разработки системы мягкой посадки космического аппарата с луноходом.

Слово, которого не было…

В 1968 году Генрих Семенович занялся подбором участка для испытания лунохода. В июле 1969-го испытатели прибыли к подножию вулкана Шивелуч (Камчатка), на котором пятью годами ранее произошло сильное извержение. Площадка, покрытая пористым веществом пемзой, идеально подходила для того, чтобы учить луноход ходить «по Луне».

«Обеспечить участок, максимально соответствующий поверхности Луны, — такова была моя главная задача как начальника экспедиции», — уточняет Генрих Семенович. — Еще я должен был осуществлять аэрофотосъемку, обеспечивать экспедицию всем необходимым для работы». Испытания начались не сразу. Разобранный луноход привезли не в июле, как предполагалось, а только в августе, несмотря на то, что запуск был назначен на октябрь. Чтобы привезти космический аппарат к подножию вулкана, потребовался вертолет. «Выбить» вертолет было очень трудно. «В условиях строжайшей секретности слова «луноход» вроде бы и не существовало.

Нельзя же объяснять руководству, что экспедиция выполняет очень важное задание и должна быть обеспечена вертолетом в первую очередь. Ситуация усложнилась после начала испытаний, вертолет наш попал в аварию, и нужно было его заменить, слава богу, тогда никто не пострадал», — вспоминает Генрих Семенович. С большим трудом добыв новую машину, Штейнберг столкнулся с новой проблемой.

Не оказалось бензина, необходимого для заправки вертолета. Времени ждать, пока бензин завезут из Петропавловска, не было: август шел к концу, а площадка находилась на высоте больше 1000 м — в сентябре тут мог выпасть снег. Тогда в воинской части нашли и купили «левый» бензин. Через два года, в 1971-м, из-за этого бензина против Штейнберга началось следствие по ст. 93 УК РСФСР («хищение общественного имущества в особо крупном размере», вулканологу грозило от 8 до 15 лет лишения свободы, в худшем случае — расстрел.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

Один комментарий на «Луноход катался по вулкану»

  1. Стрельцов говорит:

    В данной статье интересно замечание по физико-механическим свойствам грунта. Сравнение близкое, но причины образования грунтов разные. На земле шлаки и брекчии это побочный высокотемпературный продукт извержений. На Луне же учитывая возраст спутника, и то что в раене материков следов извержений нет, а слой реголита сравнительно одинаков для всего Лунного диска. Образование шлакоподобных структур обусловлено не температурой, а спеканием свободного реголита и обломочного матерьяла под действием протонной бомбардировки. И высокой поверхностной радиацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *