Курянин был водителем лунохода

С именем генерал-майора Вячеслава Довганя связана забавная легенда. Она гласит, будто водитель перевернул первый луноход, пытаясь вывести на естественном спутнике Земли восьмерку – подарок жене на международный женский день 8 Марта.

Романтики вокруг работы научной машины на Луне и впрямь было в избытке. И дело не только в фантастичности проекта, исполнители которого автоматически становились супергероями. В семье Вячеслава Георгиевича как небывалое сокровище хранят телеграмму, отправленную им жене на следующий день после того, как научная лаборатория прилунилась. 18 ноября 1970 года супруга отмечала день рождения.

«Дорогая Светлана, дарю свой первый след на Луне», – написал текст Довгань. С минуту подумал и вычеркнул последних два слова. Научный эксперимент был строго засекречен. Жена все же догадалась, чем хотел поделиться супруг, увидев новости по телевизору. История с «восьмеркой» – тоже правда. Телефотопанорама с ее видом стала уникальной поздравительной открыткой.

В памяти – курские обеды

Родился Вячеслав Довгань в 1937 году в Белгороде, в то время еще входившем в состав Курской области. Его отец – военный – был отправлен на службу в часть, расположенную в деревне Дурнево под Курском. Там жила его будущая супруга Александра Яковлевна. Войну 41-го года молодая семья встретила на границе с Литвой. Отца перебросили на Карельский фронт, а его беременную жену с маленьким сынишкой эвакуировали.

В эшелоне на свет появилась малютка Рита. Обосновалась мама с двумя малышами в городе Пугачев Саратовской области. Как только смогла приступить к работе, устроилась в местный гарнизонный Дом офицеров. Но все время мечтала вернуться домой…

Стоило услышать по радио о героической победе под Прохоровкой, сразу объявила сослуживцам, что уезжает. В сентябре 1943-го она уже была в Курске – будущему водителю лунохода исполнилось 6 с небольшим.

Родители Александры Яковлевны погибли до войны, а ее с братьями и сестрами взяли к себе дядя по матери и тетя по отцу из Дурнево. Вернувшись, она обосновалась в доме других родственников – на Мурыновке. «Помню, как мы жили. В доме были тетка, два ее сына, нас трое и 4 расквартированных летчика. Представьте, сколько ртов. Но у меня было ощущение, что военных хозяева старались накормить лучше и в первую очередь. Всегда ждали – прилетят-не прилетят, гадали – живы-погибли… Возвращение пилотов было настоящей радостью», – вспоминает Вячеслав Георгиевич.

В 1944 году Довгань пошел в школу. Сейчас ее уже нет – снесли. До сих пор вспоминает свою первую учительницу, расположение классов, небывало щедрый по тем временам обед. На большой перемене школьников кормили перловой кашей и хлебом, посыпанным сахаром.

В 1946 году с фронта вернулся отец – строгий судья и настоящая опора. «Увидел меня с самокруткой, врезал так, что желание курить отпало на всю жизнь, – смеется курянин. – Хотя сам смолил». Подарком с передовой была губная гармошка. Мальчик играл на ней, пока не узнал, что она немецкая…

Год спустя отца перевели в Симферополь. Матери, почетному билетному кассиру курского вокзала, чей снимок висел на Доске почета, для переезда выделили спецвагон-теплушку. После переселения Рита и Слава из Крыма всегда на лето отправлялись к близким в Курск.

И почти в 70 Вячеслава Георгиевича тянет сюда по-прежнему. Приезжает каждый год. В Курске живет 5 семей родственников. На этот раз всем привез последнюю публикацию журнала «Фора» о себе – «Водитель лунного трактора». Несмотря на давность лет, расспросы не утихают.

Думали, готовят в космонавты

В 1954 году Вячеслав Георгиевич поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. Никто не знал, что оно первое ракетное в стране. На место претендовали 28 человек. Несмотря на такой конкурс, прошел – из 35 возможных баллов набрал 33. Начинал службу в артиллерийском полку в Белоруссии, затем перепрофилированном в ракетный.

После окончания Военной инженерной академии имени Дзержинского – новый перевод. Мог выбирать, где служить, просился ближе к родителям, в Крым. В 1967-м Довганя направляют в секретный Центр дальней космической связи под Симферополем, в поселок Школьное. Там случается неожиданный поворот. В апреле 1968-го к начальнику Центра Командно-измерительного комплекса прибыл главный конструктор лунохода Георгий Бабакин и предложил сформировать группу операторов для управления этой необычной машиной. А уже в мае из Москвы пришла директива: нужны офицеры, желающие посвятить себя исследованию космоса. «Не знаю, как кто, я был уверен – это очередной набор космонавтов», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .

1 комментарий: Курянин был водителем лунохода

  1. Sergej K говорит:

    Статья в стиле 70-х годов, прославляющая, скорее прошлое, чем бывшее настоящее и время сейчас.
    Скорее всего статья заказная, так как просто умиляет, как вот плохо жил обыкновенный офицер, хотя и допущенный к секретам, и как он пронеся все тяжести той(!) жизни стал генералом.
    спросите тех стариков, которые еще живы и все как один скажут, что раньше жилось лучше.
    Категорически не было коррупции, педофелии, казнокрадство и еще многое чего.
    Да, народ меньше, чем сейчас получал денег. Но жил дружнее и гланое – счастливей.
    Под счастьем, я подразумеваю, не тот уровень богатств, которые многие имеют, а именно саму жизнь.
    В 1945 году возник план Даллеса, потом, утвержденный сенатом США.
    в нем прямо говорилось, что мы( Америка) должны возвести в ранг обычного коррупцию, пьянство, распутство, поменять идеалы на мнимые, возвести предательство родины в ранг обычного.
    Кто не верит – просто вбейте в поисковике – план Даллеса.
    Вы убедитесь, что этот план выполняется и наверное выполнен на 100%.
    что же вы хотите от нашего поколения, если ведущий специалист уважаемого института им. Штенберга в своей видеолекции (есть на этом сайте) гонит такую пургу детям -будущей нации – что оказывается всё, что связано с достижениями в космосе принадлежит америке. И как бы вскользь, пару слов об отечественной космонавтике.
    В 40-е года, г-на Сурдина ждала бы участь не кандидата наук, а обычного строителя какого-нибудь водоканала или лесоповала.
    И кстати – правильно.
    не удивлюсь, если этот господин уже готовит докторскую диссертацию на тему Луны, так прекрасно проваленную перед детьми.
    Мне 31 год, есть дети и то, что сейчас творится в стране, иным словом, как отупизм и предательство перед нашими предками, не назовешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *