Дистанционное управление луноходами и планетоходами

Более 30 лет назад советские самоходные аппараты "Луноход-1" и "Луноход-2" успешно выполнили большой комплекс исследований на поверхности Луны. Экипаж управлял луноходами с Земли. Своими воспоминаниями об этом делится один из участников, водитель луноходов, почетный член РАКЦ, член-корреспондент Международной инженерной академии, заслуженный испытатель космической техники, кандидат военных наук В.Г. Довгань.

Важным этапом в изучении Луны стало создание и запуск лунных самоходных аппаратов. Очевидное преимущество управляемых с земли планетоходов состоит прежде всего в том, что они могут длительное время функционировать в экстремальных условиях открытого космоса на поверхности другого небесного тела.

Решение о полете к Луне и высадке советских космонавтов на ее поверхность принято 3 августа 1964 г. секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О работах по исследованию Луны и космического пространства". 27 апреля 1966 г. Комиссия при Президиуме СМ СССР по военно-промышленным вопросам (высший правительственный орган, контролировавший работы по космическим программам) выпустила постановление "Об утверждении плана работ по созданию пилотируемых кораблей 7К-Л1" (в 1968-1970 гг. космические корабли "Зонд" в автоматическом режиме совершили облеты Луны).

В программе участвовало около двух тысяч предприятий и организаций страны. Согласно графику лунных экспедиций и доставки самоходных аппаратов на лунную поверхность, запуск корабля с советскими космонавтами для облета Луны планировался на первое полугодие 1967 г. (Земля и Вселенная, 1993, №№ 4, 5).

Идея создания лунохода родилась в 1965 г. в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва). В рамках советской лунной экспедиции луноходу отводилось немаловажное место. Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны.

Создание лунохода было поручено ОКБ-301 (ныне НПО им. С.А. Лавочкина; Земля и Вселенная, 1997, № 4) и ВНИИ-100 (ныне ОАО "ВНИИТрансмаш"). К концу 1967 г. под руководством Главного конструктора Г.Н. Бабакина в НПО им. С.А. Лавочкина подготовили конструкторскую документацию и открыли лабораторию во главе с Ф.И. Бабичем. В ней разрабатывалась логика управления лунными самоходными аппаратами. ВНИИ-100 создало шасси для луноходов.

В апреле 1968 г. Г.Н. Бабакин предложил начальнику Центра Командно-измерительного комплекса (КИК) генерал-майору И.И. Спице сформировать группу операторов для дистанционного управления луноходами. В мае 1968 г. в Москву командировали офицеров, пожелавших посвятить себя этой работе.

В Институт медико-биологических проблем (Земля и Вселенная, 1998, № 3) для медицинского обследования прибыло 32 добровольца. 11 июля 1968 г. заместителю начальника Центра КИК генерал-майору П.А. Агаджанову и заместителю Главного конструктора по лунной тематике О.Г. Ивановскому представили 17 офицеров, выдержавших испытания. На этой встрече мы и узнали о том, что нам предстоит научиться управлять передвижным аппаратом на Луне из Центра космической связи (г. Симферополь).

Из 14 человек образовали две учебные группы. Одна (В.Г. Довгань, Н.М. Еременко, Н.Н. Иванов, А.И. Калиниченко, Г.Г. Латыпов, В.М. Сапранов и В.И. Чубукин — предполагаемые водители лунохода) была направлена на учебу во ВНИИТрансмаш (Главный конструктор А.Л. Кемурджиан), а другая (Ю.Ф. Васильев, К.К. Давидовский, А.Е. Кожевников, Н.Я. Козлитин, Л.Я. Мосензов, В.Г. Самаль и И.Л. Федоров) — на учебу в НПО им. С.А. Лавочкина, где через месяц обе группы продолжили учебу.

Преподавали там конструкторы и создатели систем лунохода. 11 июля произошла первая встреча будущих членов экипажа с Г.Н. Бабакиным. Этой встрече Главный конструктор придавал особое значение.

Он понимал, что от нас во многом зависит успех программы. Георгий Николаевич обратился к нам: "Техника, с которой вам предстоит работать, не то что новая — новейшая. Она создается на ваших глазах, и вы станете активными участниками этого процесса. Как летчики-испытатели в авиационных КБ... Но там есть опыт, преемственность, традиции, а мы все начинаем с нуля, впервые... Вы должны знать всю машину. Мало будет толку, если вы изучите только кнопки — на какую нажимать, когда ехать вперед, а на какую — когда ехать назад. За каждой кнопкой вы должны видеть всю схему, логику всей работы".

Учебная программа для операторов в основном включала изучение конструкции лунохода, принципиальных и логических схем всех его систем, наземные испытания машины в условиях, приближенных к лунным. Летом 1968 г. на КИП-10 под Симферополем построили пункт управления луноходом (ПУЛ) и лунодром.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Луноходы с метками .