Земные тылы лунохода

Г. ОСТРОУМОВ,
спец. корр. «Известий»


Фото: Г. ОСТРОУМОВА и Г. НАДЕЖДИНА («Известия»)

1

2

Автоматическая станция «Луна-17» (модель)
Экипаж лунохода, ведущий управление аппаратом с Земли
Лунодром, где проводились испытания лунохода

 

Журналисты опоздали на первый сеанс связи Центра управления с луноходом, который был уже на Луне. Подвела погода, вместо самолета пришлось садиться в поезд.
Когда мы оказались в Центре, там еще чувствовались отголоски мощного эмоционального взрыва, который захватил всех, кто оказался здесь в первые часы путешествия машины по Луне. Оба экипажа лунохода выглядели усталыми, хотя вел машину один из них, второй только наблюдал за управлением. Были взволнованы и утомлены все. И от радости, что луноход уже начал движение, и от опасения, что малейшая неточность в управлении вдруг погубит дело, так прекрасно начатое в четырехстах тысячах километров от Земли.
Нас предупредили: на пункте управления во время сеанса не шуметь, вопросов не задавать.
— Сами увидите, как там все напряжены...
Я даже был отчасти рад, что оставил фотоаппарат в гостинице. Куда уж с ним, если и разговаривать — значит мешать... Начался сеанс, и небольшой зал, где сидят экипажи, погрузился в полутьму. Но ничего такого особенного, что говорило бы о чрезмерном напряжении, не было заметно. Командир экипажа выслушивал доклады телеметристов, мнения водителя, бортмеханика; громко произносил слова команды...

 

Если не знать, что речь идет о луноходе, можно было подумать, что сидишь на командном пункте аэропорта, принимающего и отправляющего самолеты. Нет лишних слов, но нет и лихорадки, словно все отработано годами...
Потом кто-то из экипажа сказал:
— Да, уже не то, что в первый раз... Попривыкли...
Прошел еще сеанс, и, кажется, не осталось следа от первых волнений. Машина вела себя отлично. Местность, где она двигалась, оказалась не такой сложной, как наземный испытательный лунодром, система управления показала себя надежной и точной.
Еще несколько часов потрудились экипажи за своими пультами, и в зале, откуда летят команды на Луну, воцарился тот ритм поведения людей, который свойствен знакомой и размеренной работе. Мысль о фотоаппарате не представлялась уже кощунственной. Напротив. Было ясно, что грешно не захватить с собой камеру в Центр управления.

 

Когда это намерение окрепло, пришла пора оценить обстановку не в психологическом, а фотографическом плане: освещенность, точки съемки. И в том, и в другом смысле дело оказалось непростым. Работа с телевизионными экранами не требовала такого яркого освещения, какое хочется фотографу. Пульты экипажа стояли так, что «главную» тройку — командира, водителя и бортинженера никак не удавалось вобрать в один кадр...
Экипажи и молодые инженеры первыми помогли мне, когда я осторожно намекнул, что мол хорошо бы поснимать, да вот есть помехи. Незадолго до сеанса связи несколько добровольцев раздобыли осветительные приборы из лаборатории, где проверяют качество телевизионной картинки с Луны. Потом очистили от каких-то таблиц стол и водрузили на нем стул, чтобы, стоя на нем, я мог бы сверху захватить на один кадр командира, водителя и бортинженера на их рабочих позициях...
Так появились мои снимки из Центра управления луноходом.

3

4

«Ниагара» информации
Панорама лунной поверхности» переданная на Землю луноходом
В одном из залов космического вычислительного центра

 

 

«Советское фото» 1971 г № 4, с.6-9

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Листая старые страницы с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".