На Луну. А. А. Базтлевский

Автор другого астрономического романа отправляет своих героев в мировые пустыни на снаряде, двигающемся под давлением солнечных лучей. Русскому ученому проф. П. Н. Лебедеву наука обязана открытием отталкивающей силы лучей света. Он не только доказал существование ее рядом убедительных опытов, но и точно измерил величину. Опираясь на эту идею, герои фантастического межпланетного путешествия весьма остроумно использовали ее: их снаряд был окружен зеркалом, громадных размеров, наклонявшимся под разными углами к солнечным лучам, увеличивавшим и уменьшавшим свои размеры при помощи различных механизмов. Изменяя, по усмотрению своего капитана, силу и направление световых лучей, корабль мог носиться в беспредельном Океане Вселенной, подчиняясь попеременно силе притяжения планет или отталкивающему действию солнца. Для создания такого корабля нужно лишь построить зеркало, вес которого не превышал бы одной тысячной грамма на 1 кв. метр! Таких необычайно легких металлов, к сожалению, в недрах нашей планеты не находится: — они существуют лишь в воображении романиста...

 
Наконец, знаменитый англ. писатель Г. Уэльс, фантастические романы которого хорошо известны русским читателям, открыл в тайниках своей фантазии некое вещество, названное им «кеворитом», непрозрачным для силы всемирного тяготения. Понятно, что на снаряд, окруженный такой броней, не действовало бы притяжение земли, он совершенно потерял бы свой вес и, следовательно, всплыл бы со «дна воздушного океана», т.-е. с поверхности нашей планеты со скоростью, несравненно большей, чем любой аэростат. Но автор, открывши существование такого фантастического вещества, реально не существующего, упустил из виду одно важное обстоятельство: чтобы захлопнуть ту «кеворитовую» дверку, через которую пройдут во внутрь вагона его путешественники (т.-е. одним ударом преодолеть тяготение), понадобится произнести как раз ту же работу, которая нужна, чтобы перебросить весь снаряд вместе с пассажирами в беспредельное пространство Вселенной, т.е. работу, измеряемую миллиардами килограммометров. Для чего же тогда «кеворит»? Не стоило его и изобретать.

 
Возобновив в нашей памяти увлекательные проекты героев наиболее популярных произведений, мы убедились, что они совершали свои межпланетные путешествия на кораблях, носившихся в беспредельных мировых пустынях исключительно силами... фантазии их авторов, которые, к сожалению, не имеют никакой реальной ценности в механике. Творческое вдохновение романистов завело их в тупик, а не на тот верный путь, на котором следует искать действительного разрешения проблемы заатмосферных полетов.

 

n1
Рис. 1. Схематический разрез ракеты К. Э. Циолковского.

 

Этот путь впервые указал наш русский, многоталантливый ученый К. Э. Циолковский, с именем которого и будет неразрывно связана история грядущей победы могучего ума человеческого над беспредельными мировыми пространствами. Его идея — глубоко продуманная и научно строго обоснованная, далекая от всякой фантастики, хотя при современном состоянии техники еще и неосуществимая. Вспомним историю летательных машин. — Англ. математик Каулей дал совершенно верную идею их устройства еще в 1809 году, а полеты на них начались спустя целое столетие — аэроплан ожидал появления легкого и мощного мотора, который дала ему техника лишь в начале XX века. Сам К. Э. Циолковский в 1911 г. писал — «Пройдут, вероятно, сотни лет прежде, чем высказанные мною взгляды найдут применение и люди воспользуются ими, чтобы расселиться не только по лицу Земли, но и во всей Вселенной».

 

Аппарат для межпланетных путешествий, предложенный нашим ученым и названный им «Ракетой», основан на принципе полета последней. С устройством его познакомимся по прилагаемому схематическому чертежу. Корпус ракеты (рис. 1). сигарообразный, объемом 800 куб. метр. В тройной металлической, тугоплавкой и плохо проводящей тепло оболочке проделаны герметически закрывающиеся дверцы и окна из кварца. Наружная, более тонкая оболочка от трения, развиваемого при прохождении «Ракеты» через атмосферу, может раскаливаться до бела. Во избежание распространения жара по всему корпусу, она отставлена на некоторое расстояние от средней и в промежутке между ними (F) циркулирует жидкий кислород, имеющий очень низкую температуру и потому предохраняющий от накаливания второй слой оболочки. Помещение А служит резервуаром для жидкого кислорода, В — для жидкого водорода, С — каюта для пассажиров и всякого рода грузов, D и Е — насосы, подающие сжиженные газы в камеру взрывов К. По трубе L продукты взрывов вырываются наружу.

 

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Листая старые страницы с метками .