Первоначальная концепция космического корабля «Аполлон» фирмы North American Aviation, Inc

Первоначальная концепция космического корабля «Аполлон» фирмы North American Aviation, Inc. Ранее засекреченный документ SID 61-280 (NASA Project Apollo Spacecraft, Volume 1 — Technical Proposal) от 6 октября 1961 года.


В документе угадываются черты более позднего варианта космического корабля «Аполлон», летавшего в 1966 — 1975 годах. Особенно схожа первоначальная конструкция командного модуля (Command Module) — его дизайн 1961 года мало отличается от последнего варианта, представленного NASA в январе 1964 года (Apollo Spacecraft Block I & Block II для ракет-носителей «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5»):

 
1

Наиболее заметным отличием обладал сервисный модуль (Service Module) — в 1961 году на нём ещё не предполагалась установка мощного жидкостного ракетного двигателя SPS (Aerojet General AJ10-137), т. к. корабль не был расчитан на самостоятельное торможение для перехода на окололунную орбиту и схода с неё. До 1962 года, пока американский инженер Джон Хуболт из Исследовательского центра Лэнгли не предложил NASA идею со сближением на окололунной орбите (LOR — Lunar-Orbit Rendezvous*), в качестве основного способа пилотируемого полёта человека на Луну рассматривалась идея прямого перелёта на лунную поверхность (Direct Ascent), которая осуществлялась бы с помощью одного запуска сверхмощной ракеты-носителя «Нова»**, более мощной, чем «Сатурн С-5»:

 

2

Схема космического корабля «Аполлон» образца 1961 года для прямого перелёта на Луну (способ Direct Ascent)

 
3

Так в NASA представляли посадку на Луну в 1961 году космического корабля «Аполлон» с помощью способа прямого перелёта на лунную поверхность (Direct Ascent)

 
4

Модель космического корабля «Аполлон» образца 1961 года для прямого перелёта на Луну (способ Direct Ascent)

 

5

Сравнение ракет-носителей «Сатурн С-1», «Сатурн С-5» и «Нова». Плакат Центра космических полётов имени Джорджа Маршалла от 11 апреля 1962 года. Плакат NASA MSFC-9902050

 
6

Инженер NASA Джон Хуболт обосновывает экономию массы космического корабля «Аполлон» для способа со сближением на окололунной орбите (LOR — Lunar Orbit Rendezvous). Снимок сделан 24 июля 1962 года. Фотография NASA L-1962-05848

 

7

Эволюция космического корабля «Аполлон» с 1960 по 1962 годы. Рисунок NASA
Идея со сближением на окололунной орбите была более прогрессивна, т. к. предполагала существенную экономию массы космического корабля. Её и приняли за основу в 1962 году, полностью переработав концепцию полётов на Луну, осуществляемых по программе «Аполлон». Отказ от тяжёлого корабля, осуществлявшего прямой перелёт способом Direct Ascent, позволил NASA остановиться на использовании ракеты-носителя «Сатурн С-5» (позже обозначенной просто «Сатурн-5»), которая к тому времени уже испытывалась в виде отдельных компонентов (проводились огневые испытания двигателей F-1 и J-2, статические и динамические испытания ракетных блоков S-IC, S-II и S-IVB) в Центре космических полётов имени Джорджа Маршалла (MSFC). Проект «Нова» же, так и остался на бумаге.
Копии документа SID 61-280 были разосланы в 1961 году для изучения в различные центры NASA. Архив North American Aviation, Inc., после её упразднения в 1996 году, был передан фирме The Boeing Company. Отсканирована лишь часть этого уникального исторического документа, т. к. остальные страницы были утеряны. Часть сохранившегося документа попала в архивы San Diego Air & Space Museum, где была недавно обнаружена и переведена в электронный вид (оригинал естественно на английском языке).

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Космическая техника программы «Аполлон» с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *