Лунный табурет «Made in USA»

В печати (особенно, в газете «Дуэль») и на ТВ прошло значительное количество материалов, где не только выражается сомнение в «лунной экспедиции» США, но и приводятся обоснованные доказательства этих сомнений.

Рассмотрю ещё одну «сомнительную» сторону лунного проекта США – осуществление операции «вывешивания» и обеспечение устойчивости «лунного модуля» (ЛМ) («Игл») космического корабля (КК) «Аполлон» на поверхности Луны.

ЛМ КК «Аполлон» является не только космическим кораблём, но и передвижной (мобильной) пусковой установкой (ПУ). Сложность и требования к ПУ не уступают сложностям и требованиям к ракетному изделию (РИ), запускаемого с ПУ. Одним из важнейших требований к ПУ являются её устойчивость и обеспечение точности запуска РИ. Устойчивость ПУ, как и любого другого объекта, обеспечивается наибольшей площадью опоры и как можно более низким положением центра тяжести.

Точность запуска РИ обеспечивается выравниваем по горизонтали - «вывешиванием» или всей ПУ или пускового устройства (пускового стола) ПУ. Для этого используются дополнительные опоры – аутригеры. Процесс «вывешивания» ПУ подобен «вывешиванию» автокрана перед погрузочно-разгрузочными работами. Вот уж несколько десятилетий системы «вывешивания» являются гидравлическими. Привод системы «вывешивания», в связи важностью операции «вывешивания» для успешного пуска РИ, обязательно дублируют.

Самый простое и надёжное дублирование – ручной провод. То есть, при отказе гидросистемы, расчёт ПУ (как автокрановщик на автокране) производит операции «вывешивания» вручную – выкручивают вручную опоры-аутригеры. Рассмотрю ЛМ КК «Аполлон» с точки зрения обеспечения устойчивости и «вывешивания» и сравню его, с этой точки зрения, с космическими аппаратами (КА) СССР и США в 1960-80 г.г. совершавших посадку на поверхности других планет и Луны.

Итак, все КА имели как можно меньший просвет между основными блоками и грунтом, тем самым обеспечивалось как можно более никое расположение центра тяжести. Высота опор КА была минимальна, к примеру: КА «Луна-16» - СССР, «Сервейор» - США. На ряде КА опорами служила нижняя часть самого основного блока (КА «Луна–9», «Вега–2» - СССР). Сами опоры представляли собой или треноги («Сервейор» - США), или круглую платформу (КА «Вега–2» - СССР) или сегменты (КА «Луна-9» – СССР), что автоматически обеспечивало три точки опоры.

Причём, все эти опоры представляли собой как можно более простую конструкцию. Иногда вспомогательными опорами были лепесткового вида откидывающиеся антенны (КА «Луна – 9» и «Луна – 13» - оба СССР). Итак, конструкции опор (шасси) тех КА, полёт и деятельность на поверхности других планет и Луны не подвергаются сомнениям, созданы наиболее разумно с точки зрения объективных законов природы и опыта конструкторских разработок.

Теперь рассмотрим обеспечение остойчивости ЛМ КК «Аполлон». ЛМ КК «Аполлон» представляет собой некое подобие табуретки. «Устойчивость» табуретки известна всем. Основной блок, весом > 14 т., находиться на высоте выше человеческого роста. В нижней части КК находился блок системы мягкой посадки (посадочная ступень) – двигатель и баки с топливом (горючее и окислитель). То есть, к моменту посадки на поверхность Луны, посадочная ступень имела минимальный вес, что никак не уменьшало высоту центра тяжести.

ЛМ КК «Аполлон» стоит на грунте при помощи четырёх опор сложной жёсткой конструкции с многочисленными укосинами, штангами и т. д. Все они имеют значительную длину, то есть, при нагрузках имели значительные «стрелы прогиба», а четыре основных стойки опор представляли собой консоли со значительным вылетом.

Опоры всех других КА представляли собой или откидывающиеся треноги (на КА «Луна–16» - СССР и КА «Сервейор» - США) с простейшими и надёжными устройствами откидывания и фиксирования или «жёсткого» вида конструкции (КА «Луна-19» - СССР), с небольшими линейными размерами с наименьшим числом составных частей. То есть, с точки зрения механики, они имели значительно меньшие нагрузки, чем опоры ЛМ КК «Аполлон».

Кроме того, в то время (вторая половина 60-х г.г.) наука не имела достаточных данных о влиянии воздействия различных факторов открытого космоса (космическое излучение, резкие температурные перепады и т. д.) на металлы и конструкции из них. Все КА и КК, возвращаемые на Землю, летали не в «дальнем, открытом космосе», а в «ближнем космосе», на околоземной орбите. Как же тогда «американцы», то есть, граждане США, лихо проводили «лунные экспедиции» на ЛМ КК «Аполлон», с важнейшим элементом – опорами (шасси), сконструированном вопреки всем разумным техническим канонам и без учёта воздействия факторов «открытого космоса»?

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Космическая техника программы «Аполлон» с метками .