Конструкция космического корабля Аполлон

Основное назначение космического корабля Apollo — доставка астронавтов на Луну; также были совершены беспилотные полёты и управляемые околоземные полёты; модификации «Аполлона» использовались для доставки 3 экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб» и для стыковки с советским космическим кораблём «Союз-19» по программе «Союз» - «Аполлон».

Командный и служебный отсеки корабля Аполлон на лунной орбите.

Космический корабль Apollo состоит из основного блока (спускаемый на Землю командный отсек экипажа и служебный отсек) и лунного модуля (посадочная и взлётная ступени), в котором астронавты совершают посадку и стартуют с Луны, а также системы аварийного спасения (САС).

Таблица 1. Номинальный вес и размеры корабля Apollo.

 

Вес, кг

Длина, м

Диаметр, м

Командный отсек (без САС) 5470—5500 3,43 3,920
Служебный отсек 22700—22800 4,0 3,910
Лунный корабль 14500 7,6 10 (шасси выпущено)
Переходник крепления Apollo к ступени S-IVB 1700—1800

 

Командный отсек

Рис. 1. Космический корабль Аполлон

Командный отсек является центром управления полетом. Все члены экипажа в течение полета находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек — единственная часть системы Saturn—Apollo, в которой экипаж возвращается на Землю после полета на Луну. Служебный отсек несет основную двигательную установку и системы обеспечения корабля Apollo.

Командный отсек корабля Apollo фирмы North American Rockwell (США) имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг.

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Конструктивно командный отсек выполнен в виде двух оболочек. Внутренняя оболочка из алюминиевых сотовых профилированных панелей толщиной 20—38 мм, сварной конструкции — герметическая кабина экипажа со свободным объемом 6,1 м³; внешняя оболочка из профилированных сотовых панелей толщиной 15—63 мм, сваренных из листовой нержавеющей стали толщиной 0,2—1 мм. Внешняя оболочка, образующая тепловой барьер, защищающий гермокабину экипажа, состоит из трех частей: переднего экрана, экрана гермокабины и заднего экрана, крепящихся к гермокабине двутавровыми силовыми элементами из стекловолокна, изолирующими гермокабину от теплопроводности и температурных напряжений. Дополнительная теплоизоляция обеспечивается слоем стекловолокна между оболочками.

Абляционное теплозащитное покрытие внешней оболочки командного отсека сотовой конструкции из фенольного найлона с заполнителем из эпоксидной смолы с кварцевыми волокнами и микропузырьками. Абляционное покрытие переменной толщины от 8 до 44 мм приклепывается к внешней оболочке фенольным клеем.

В передней негерметизируемой части командного отсека размещены стыковочный механизм и парашютная система посадки, в средней части 3 кресла астронавтов, пульт управления полетом и системой жизнеобеспечения и радиооборудование; в пространстве между задним экраном и гермокабиной размещено оборудование реактивной системы управления (РСУ).

Стыковочный механизм и деталь лунного корабля с внутренней нарезкой совместно обеспечивают жесткую стыковку командного отсека с лунным кораблем и образуют туннель для перехода экипажа из командного отсека в лунный корабль и обратно.

Стыковочный механизм состоит из стыковочного кольца с герметизирующим уплотнением и 12 автоматическими замками, узла штыря на командном отсеке и стыковочного приемного конуса на лунном корабле (рис. 2).

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Космическая техника программы «Аполлон» с метками .

20 комментариев: Конструкция космического корабля Аполлон

  1. Сергей говорит:

    “обойтись без вентиляторов, в цепи которых произошло короткое замыкание, вызвавшее взрыв кислородного бака на Ароllо-13”, – видимо вентилятор вместе со своей цепью был внутри кислородного бака, как иначе можно объяснить такие не значительные последствия?

    4х400 + 2х310 А*ч вот она емкость АКБ посадочного модуля…, кстати без указания напряжения.
    Берем максимально допустимое напряжение 42 вольта и получаем… 93 кВт на двоих, на отопление с охлаждением, на оборудование и освещение на 3 дня, как оно Вам?

  2. Седой Д говорит:

    У них энергосберегающие лампочки были и им хватило. А насчёт напряжения – где бы разузнать? Интересно знать точные значения имевшейся у них мощности.

  3. Седой Д говорит:

    Солнечных батарей у них вроде не заявлено для лунных миссий. То есть эти аккумуляторы всё что у них было в наличии по энергии получается?

  4. Седой Д говорит:

    У них почему то все аполлоны без солнечных батарей (нигде не заявлено и на фото нигде не видно). Неужели им хватало только аккумуляторов на весь полёт? А если что нибудь с питанием(внештатная ситуация)? Почему не предусмотрено солнечных батарей? У нас все союзы с солнечными батареями. Даже знаменитая картинка Союз-Аполлон состыкованные – у нас есть батареи, у них нет. Как то раньше я не обращал на это внимания, а ведь интересно почему?

  5. Сергей говорит:

    Какой Вы не дальновидый… У них же были суперемкие аккумуляторы, это же передовая Америка!!!
    А Вы со своими малоэффективными световыми элементами. Одно слово лапотная Россия.

  6. Седой Д говорит:

    Да супер ёмкие аккумуляторы это здорово. Но когда энергия (солнечная) у тебя под боком, тащить с собой лишний вес аккумуляторов как то не очень рационально. Хотя супер ракета(Сатурн 5) может с лёгкостью десяток другой аккумуляторов вытащить на орбиту. Но всё равно странно. А летали то, по заявлениям, 10-11 дней. Всё таки это не два три дня. И если напряжение стандарт 24 в., то получается и вовсе 53,3 кВт. на 11 дней – прямо и вправду энергосберегающие технологии в действии.

  7. Седой Д говорит:

    “Электрическая система лунного корабля состоит из четырех серебряно-цинковых аккумуляторов по 400 А-ч, установленных на посадочной ступени, и двух аккумуляторов по 310 А-ч на взлетной ступени” – это только на лунном модуле. А на самом корабле были ещё аккумуляторы. ” В секции № 4 установлен дополнительный аварийный серебряно-цинковый аккумулятор емкостью 400 А-ч весом 61,2 кг. В случае выхода из строя топливных элементов емкости аккумулятора должно хватить для питания систем основного блока в течение 3 сут, требуемых для возвращения от Луны к Земле.” – это резервный аккумулятор, а ещё были основные получается. И если допустить что основных не один, а хотя бы 3 х 400 А-ч, то мы имеем 1600 А-ч на корабле и 2220 А-ч на лунном модуле(из которых 4 х 400 А-ч остаются на луне – они на посадочной ступени) итого: приблизительно 3820 А – ч. Но суть не в этом, а в том что вес 400 А-ч аккумулятора 61,2 кг. Следовательно вместе это почти 600 кг. аккумуляторов. Правда тут упоминается про какие то “топливные элементы” – которые по видимому тоже вырабатывают энергию. Но всё равно отсутствие солнечных батарей как то нелогично.

  8. Седой Д говорит:

    “Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью

    по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400

    ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы

    “A.” потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС

    подается переменный ток с U=115 В. Топливные элементы системы электропитания и блоки системы связи весят 115 кг” – Это данные по кораблю, без лунного модуля.

    • Игорь13 говорит:

      Для Седого. На любом авиационном аппарате, есть система энергообеспечения. Постоянный ток-28 вольт- вспомогательное обеспечение – используется при запуске двигателя, обеспечение освечения. 400гц-115в-Навигация. 36в- 400гц- пилотажные приборы. При отказе генератора все приборы отключаются, капитан корабля сам выбирает , что оставить включенным из приборов, в целях экономии энергии. При жестокой экономии эл. аккумулятор работает 40 минут. У нас были и серебро, никель- результат один

  9. Сергей говорит:

    +- по времени химического элемента прикидывается легко…
    А топливные элементы у Вас были? Что это за фруктовое чудо и если они так технологичны, почему мы не видим их дальнейшего применения?

  10. Седой Д говорит:

    “Топливный элемент — электрохимическое устройство, подобное гальваническому элементу, но отличающееся от него тем, что вещества для электрохимической реакции подаются в него извне — в отличие от ограниченного количества энергии, запасенного в гальваническом элементе или аккумуляторе.” – батарейка в которую “топливо” можно “доливать” по простому получается. “Топливные элементы осуществляют превращение химической энергии топлива в электричество, минуя малоэффективные, идущие с большими потерями, процессы горения. Это электрохимическое устройство в результате высокоэффективного «холодного» горения топлива непосредственно вырабатывает электроэнергию.” Получается все Аполлоны использовали только аккумуляторы и эти топливные элементы. Но это всё равно ограничение автономности корабля и лишний вес. Союзы тоже не рассчитаны на особо долгое автономное пребывание в космосе, но солнечные батареи присутствуют. По мне так логично использовать энергию солнца, а не волочить с собой лишние килограммы. Но у Американцев своя логика – у них там много умных голов. Но всё равно как то странно, на мой взгляд.

  11. Седой Д говорит:

    “Первые исследования начались в 60-х годах. РКК «Энергия» (с 1966 года) разрабатывала PAFC элементы для советской лунной программы. С 1987 года по 2005 «Энергия» произвела около 100 топливных элементов, которые наработали суммарно около 80000 часов.”
    “Во время работ над программой «Буран», исследовались щелочные AFC элементы. На «Буране» были установлены 10 кВт топливные элементы.”
    “Над созданием образцов электростанций на топливных элементах работают Газпром и федеральные ядерные центры РФ. Твердооксидные топливные элементы, разработка которых сейчас активно ведётся, появятся, видимо, в 2010—2015 годах.”
    “10 ноября 2003 года было подписано[4] Генеральное соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и компанией «Норильский никель» в области водородной энергетики и топливных элементов. Это привело к учреждению[5] 4 мая 2005 года Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты» ”
    “ГМК «Норильский никель» ликвидирует[7] компанию «Новые энергетические проекты» в рамках объявленного в начале 2009 года решения избавляться от непрофильных и убыточных активов.”
    Так что пока особо никто этими элементами не занимается плотно. Да и топливо для них на основе водорода или щелочей – опасно однако(особенно в космосе, хотя космос сам по себе конечно опасен).

  12. Седой Д говорит:

    Надо “холодный ядерный синтез” пытаться добить. А топливные элементы – это так игрушки. Хотя принципы схожи. Многие экспериментировали с топливными элементами – электростанции экспериментальные делали. Но что то сейчас тихо по этому поводу, никто пока эту тему не продвигает активно.

  13. Седой Д говорит:

    Как аварийный источник питания в космосе, авиации, энергетике и.т.д. – вот наверное самое разумное применение топливных элементов.

  14. Сергей говорит:

    Читать википедию – зло. Наверно поэтому она в Китае заблокирована….
    Меня интересует сколько литров или граммов кислорода и водорода кушали эти устройства, какой ток при этом давали, что-бы 2 плюс 2 вычислить.
    А исходя из википедии, получается электричеством лунатики были обеспечены сполна.

  15. Седой Д говорит:

    А точных данных пока не могу нигде найти. Везде пишут что топливные элементы обладают высоким КПД и.т.д. и.т.п. А каков расход “горючего” для них никто особо не пишет. А по Аполлоновским топливным элементам так вообще кроме мощности ничего. Может у кого есть какие данные?

  16. podgore говорит:

    Лажа. Американцы не были на Луне. Нет ни одного доказательства, а только вопросы и сомнения.

  17. BryuS говорит:

    Для podgore.
    + 1000000*1000000!
    Согласен полностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *