Новое о Луне – хорошо забытое старое?

Бывает нечто, о чём говорят:
«Смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках,
бывших прежде нас.

«Книга Екклезиаста, или Проповедника» [Еккл 1:10]


Чем только не считали Луну древние люди! Глаз бога, чаша, зеркало, бумеранг, живое существо, лодка — вот далеко не полный перечень таких мнений. Действительно, что можно узнать о природе нашего спутника без телескопа? Даже в эпоху Возрождения студентов учили, что Луна — это гладкий, идеально круглый шар. Только такая «совершенная» форма достойна небесного светила — так считал великий авторитет древности — Аристотель.

Лишь в 1610 г. Г.Галилей был поражён существованием лунных гор, которые открыл с помощью подзорной трубы: «Из наблюдений, неоднократно повторённых, мы пришли к тому заключению, что поверхность Луны не гладкая и не ровная и не в совершенстве сферическая, как полагал в отношении её великий легион философов, а, напротив того, неровная, шероховатая, испещрённая углублениями и возвышенностями, наподобие поверхности Земли». Но, оказывается, о лунных горах было известно задолго до знаменитого итальянца...

Так, легендарному древнегреческому поэту Орфею ещё в античности приписывались следующие строки:
Он <Зевс> смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной Зовут бессмертные, а земные человеки — Меной. Много на ней гор, много городов, много жилищ.
Любопытно, что круглые кратеры, усеивающие поверхность Луны, и в самом деле весьма похожи на города, обнесённые стенами. Недаром, гораздо позже, в XVII в., И.Кеплер считал их поселениями разумных существ. Поэтому не исключено, что Орфей дал описание настоящего лунного пейзажа. Удивительна и характеристика Луны как «безграничной», «иной земли». Луна, следовательно, считалась почти столь же огромной, как наша планета. Это весьма неожиданно для столь давней эпохи...
Орфей был далеко не единственным, кто в древности писал о Луне. Например, греческий философ Эпименид также считал, что «Луна — это горная земля». И Фалес утверждал, «что Луна состоит из земли». Последователи Пифагора также именовали Луну «небесной землёй». Того же мнения были Анаксагор и Ксенофан. «Землёй», как известно, древние философы называли все твёрдые вещества, которые нельзя было отнести к трём другим стихиям — огню, воздуху и воде.

Кстати, Анаксагор даже оставил современникам... карту Луны, упомянутую Плутархом . Этот уникальный документ был утерян ещё в древности, но сохранились скупые свидетельства о нём античных авторов. Как писал Диоген Лаэртский, великий Анаксагор учил, что «на Луне есть поселения, равно как холмы и овраги». Согласно Ипполиту, «он сказал, что Луна землеобразна и что на ней есть равнины и ущелья». По–видимому, «равнины» Анаксагора можно отождествить с лунными морями, чья относительно гладкая и тёмная поверхность видна нам в виде пятен на лунном диске.

Ещё в XVII в. эти пятна ошибочно считали настоящими морями, полными воды. Но древнегреческий философ справедливо писал лишь о сухих впадинах, которые образовались «вследствие примеси холодного вещества и землистого состава». Интересно, что состав горных пород Луны действительно отличен от состава вещества лунных морей. Армянский космограф раннего средневековья А. Ширакаци также имел вполне правильное представление о природе лунных морей: «Что же касается тёмных пятен, видимых на Луне как следы какой–то печати, то относительно этого языческие философы говорят, что это неровности впадин, как на камне яхонта».

Откуда же взялись эти неправдоподобно точные описания? Античные авторы недвусмысленно ссылались на какие–то древние знания, полученные неведомым способом. Вот что писал об этом Диоген Лаэртский: «Демокрит говорил об Анаксагоре, что его воззрения о Солнце и Луне не свои, а древние: он их, дескать, украл». Кедрен, в свою очередь, замечает: «Kaк сообщают эллины... и Пифагор из Самоса, и Анаксагор из Клазомен... путешествовали в Египет в надежде получить от египтян более точные знания по богословию и естествознанию».

Именно там, в Египте, Птолемей узнал, что истоки Нила находятся в глубине африканского материка, возле высоких гор, называвшихся тогда довольно многозначительно — Лунные горы (Montes Lunae). Плутарх в сочинении «Беседа о лице, видимом на диске Луны» ссылается на некоего чужестранца, побывавшего на мифическом острове Огигия, который расположен где–то к западу от Британских островов. Там чужеземец «приобрёл столь большие познания в астрономии, до каких только может дойти человек, изучавший геометрию». Позднее «очень много времени он провёл в Карфагене... и, найдя некоторые священные пергаменты, тайно вынесенные, когда погибал прежний город, и долгое время сокровенно лежавшие в земле, заявил, что изо всех явлённых миру божеств особенно должно чтить — и уговаривал меня к этому — Луну, как наиболее владычествующую над жизнью, а за нею — Землю».

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Данные о Луне с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *