Опыт лунной программы

Мы привыкли к полетам на орбитальные станции. Но ведь в принципе возможны и полеты на другие планеты. Но почему только в принципе? Еще лет двадцать назад в различных книгах, статьях можно было прочитать о том, что развитие пилотируемой космонавтики неизбежно идет по намеченному пути: орбитальные корабли — орбитальные станции — Луна — Марс и, как говорится, далее везде.

С мечты о межпланетных полетах началась космонавтика. С нее начали свою практическую деятельность создатели первых жидкостных ракет в двадцатые — тридцатые годы. С мечтой о полетах на Луну, к планетам Солнечной системы работали творцы первых спутников и пилотируемых кораблей. Но вот кончается ХХ столетие, а межпланетные пилотируемые корабли не только никуда не летают, но даже и не строятся. А между тем конец шестидесятых — начало семидесятых годов прошли под знаком крупного успеха космической техники. Созданные в США пилотируемые корабли «Аполлон» с помощью трехступенчатых ракет-носителей «Сатурн» совершили девять полетов. Начиная с 1969 года американцы шесть раз осуществили высадку экспедиций на поверхность Луны.

В том триумфальном для американцев 1969 году мне пришлось побывать в США по приглашению НАСА. Было такое впечатление, что НАСА, принимая советских космонавтов, хотело продемонстрировать России тщетность попыток состязания со Штатами в космических предприятиях. НАСА — американская государственная организация, ведущая работы по аэронавтике и космонавтике с центральным аппаратом в Вашингтоне. Тогда она вела работы через свои организации — центры Джонсона, Маршала, Кеннеди, Годдарда и другие. Эта поездка была интересна мне не только потому, что можно было своими глазами увидеть развернутые тогда работы по проекту «Аполлон», но и сама по себе. Она позволяла мне познакомиться с интересной для меня страной, с ее людьми.

Ехать как будто должны были либо Елисеев с Береговым, либо Елисеев с Шаталовым. Но ко времени поездки Елисеев с Шаталовым начали проходить подготовку к аттракциону «Трое под куполом цирка, или тройной полет». До того осуществлялись, так сказать, одиночные полеты на первых «Востоках», «Восходах» и «Союзах», потом двойные полеты на «Востоках» и «Союзах». Ясно было, что рано или поздно гениальные и девственно чистые начальственные головы сгенерируют идею тройного полета, то есть одновременного полета трех кораблей по одной орбите со сближением и стыковкой. Было в этой идее что-то неприличное, болезненное (два стыкующихся корабля еще куда ни шло, но три — это уже походило на нечто скуратовско-ельцинско-строевское!). Я так и остался в неведении, кто же выдвинул столь «смелую и оригинальную» идею. Докапываться опасался: можно было прийти к шокирующим результатам. А вдруг Устинов — все-таки союзник, жалко было бы разочаровываться. Этот цирк вместо успеха принес позорный провал: в процессе сближения двух кораблей (третий находился поблизости) отказала система определения параметров относительного сближения, автоматическое сближение пройти не могло, а к ручному с расстояния больше 200–300 метров космонавты не были подготовлены. В перепалке космонавтов в момент попыток сближения при ручном управлении использовалась в основном неформальная лексика ( «Да ты куда? М...! Вправо! Е...! Тормози!.. Влево, влево давай!..). И все. Это происходило, можно сказать, на глазах всего мира: американцы всегда в то время прослушивали наши разговоры «земля — борт» и, скорее всего, результаты подслушивания публиковали в печати. Но так или иначе этот полет задержал Елисеева и Шаталова, а мне и Береговому выпала возможность путешествовать по Соединенным Штатам в течение примерно двух недель.

...Длинный перелет над океаном, пустынные области Северо-Восточной Канады. Подлетаем к Монреалю — нас не принимают: погода плохая. А в Нью-Йорк, как нам объяснили, лететь нельзя: если сразу полетим на Нью-Йорк, то запаса бензина перед аэропортом останется на час полета, а требуется минимум на два: часты большие очереди на посадку (и у них есть очереди!). Пришлось возвращаться назад и заправляться в Галифаксе.

Во второй половине дня сели наконец в Нью-Йорке. В аэропорту нас встретил Фрэнк Борман — командир «Аполлона-8», первого корабля, совершившего полет на орбиту спутника Луны. Он должен был сопровождать нас до Хьюстона, где и передать в руки других космонавтов (американцы говорят «астронавты», но по мне, наше название более правильное: до звезд нам еще далеко, а космос, он тут рядом: начинается с высоты 200 километров).

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Американцы на Луне с метками .

3 комментария на «Опыт лунной программы»

  1. Ы говорит:

    Очень мило, особенно вот этот пассаж:

    >>>Да, они выросли и более свободными, и с большим чувством собственного достоинства, и, как правило, получили лучшее образование, выросли в свободной стране. Но ведь это заслуга не их, а многих поколений их предков.

  2. BigPhil говорит:

    Феоктистову показали красивую картинку. И только много позже мы узнали, что операторы в ЦУПе не имели никакой возможности влиять на полёт. Что у них вместо мониторов стояли телевизоры, на которые выводились видеосъёмки распечатки с АЦПУ (!), а поверх была наложен трафарет с расшифровкой данных. Для текущих расчётов операторам раздали логарифмические линейки, потому как портативный калькулятор изобретут только через 5 лет. Узнали мы и про бортовую ЭВМ не имевшую резерва. На минуточку, на Союзе 3 зарезервированных ЭВМ с голосованием, на Шаттле 5! Что цикл обновления ПО не мог быть менее 3 мес. О том как на одном из Аполлонов заменили программу спуска в ручном режиме буквально за минуты до спуска, не имея возможности её протестировать. Всего этого Феоктистову не показали.

    Дэвид: Орбелл: … в 2009 году 40-летия высадки Аполлона-11 Стив Бэйлс («GUIDO», который стал знаменитым, дав добро на посадку ЛМ «Орёл», когда включились все предупредительные компьютерные сигналы) в интервью журналу разоткровенничался, выдав следующее:
    «Когда мы пришли в то утро (посадки на Луну «Орла» 20 июля 1969), лунный модуль был мёртв. Мы должны были включить, наладить и проверить эту штуковину. На самом деле, наибольшие трудности у нас были во время имитаций. Нам никогда не удавалось всё сделать без какой-нибудь серьёзной проблемы; и я не знаю случая, когда мы успешно всё сделали бы на тренировке – то, что мы называли включением питания и инициализацией всего, а затем начали и завершили посадку».

  3. Сергей говорит:

    Странно, честно говоря, читать пассажи про “более свободных” людей в СГА.

    Ожидалось бы, что человек 1929 года рождения, должен в 40 лет понимать, что ему показывают. Или хотя бы в 70 лет (книга 2000 года) разобраться что к чему.

    Зачем такого было посылать к “партнерам” – не понятно, коммунисты не доработали. Развели, если по-простому, как лохов на базаре. И это я не кто тому, чтобы автора книги поругать. Обидно, что при полном техническом превосходстве проигрываем на уровне простых манипуляций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *