Нейл Армстронг в Израиле: малоизвестное интервью – его следы остались на Луне

Кажется, это было совсем недавно… 21 июля 1969 года американец Hейл Армстронг ступил на поверхность Луны, и весь мир с восторгом следил за этим историческим событием в прямой телетрансляции.

Нейл Армстронг, вдова первого израильского астронавта Рона Рамон и PR-директор отеля Hilton-Tel-Aviv Моти Версес. Hilton-Tel-Aviv®

Армстронг родился 5 августа 1930 года в городке Уапаконета (штат Огайо, США). Служил в ВМС США, участвовал в корейской войне, в которой совершил 78 боевых вылетов на истребителе и один раз был сбит. Получил медаль и две золотые звезды. Затем стал летчиком-испытателем. Был зачислен в отряд гражданских пилотов в рамках проекта NACA (впоследствии преобразованного в NASA). Участвовал в полете на Gemini-8, в ходе которого он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую орбитальную стыковку двух космических кораблей. Произнесенная им при посадке на Луну фраза “Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества” вошла в историю. Армстронг и его напарник Олдрин провели на Луне 2,5 часа. Астронавты “Аполлона-11” сделали там немало полезного. За время, проведенное на Луне вне модуля, они собрали образцы лунных пород. 21 килограмм лунного грунта космонавты доставили на Землю. За этот полет они были удостоены Президентской медали свободы.
До последнего дня своей жизни Армстронг пользовался ничуть не меньшей популярностью, чем ведущие американские политики и звезды шоу-бизнеса. Именно из-за этого в последние десятилетия он вел уединенный образ жизни и почти не давал интервью, более охотно идя на контакт с прессой лишь во время своих нечастых зарубежных поездок.
В 2007 году Армстронг побывал в Израиле, где выступил с лекцией о мотивации полетов в космос и ответил на вопросы юных израильтян. Он посетил Хайфский национальный музей науки, технологии и космоса, встретился с Роной Рамон, вдовой первого израильского космонавта Илана Рамона. Тогда автору этих строк удалось завладеть вниманием знаменитого гостя, и тот согласился ответить на несколько вопросов.
— Нейл, думали ли вы когда-нибудь, что будете первым землянином, ступившим на поверхность Луны?
— Знаете, задачей нашего экипажа было приземлиться на Луне, а кто первым и кто вторым ступит на нее, мы не знали до момента посадки. Мы думали не о глобальной миссии, а лишь о выполнении поставленной перед нашим экипажем задачи. За нами была если не вся Америка, то по крайней мере 40 тысяч человек — именно столько рабочих, ученых, инженеров, врачей, конструкторов обеспечивало полет “Аполлона”.
— Вы сожалели о чем-нибудь после полета?
— Что касается личной жизни, много времени ушло на поездки, выступления и встречи с журналистами. Мои дети подрастали, а я мотался по белу свету и не всегда мог уделить им столько внимания, сколько хотелось бы. Если же говорить о космонавтике, тогда мне казалось, что к концу XX века человечество достигнет более впечатляющих результатов в деле освоения космоса, чем это оказалось на самом деле.
— Луна вам снится?
— Ого! Обычно спрашивают, какое самое яркое впечатление у меня от лунной прогулки, а вот о том, снится ли мне Луна, меня спрашивают впервые. Она мне действительно снится. Точнее, снится самый яркий момент моей лунной эпопеи. Дело в том, что оптические эффекты на Луне более явные, чем на Земле, поэтому тамошний горизонт видится очень близко и намного более явно, чем на нашей планете. Именно лунный горизонт, такой близкий, такой доступный — кажется, протяни руку и почувствуешь его, время от времени является мне в моих сновидениях.
— Кто стал своеобразной путеводной звездой, приведшей вас в авиацию?
— Без малейших раздумий отвечаю: я пришел в авиацию благодаря братьям Райт… Еще совсем мальчишкой я прочитал практически все их работы, книги о них, воспоминания современников, даже упоминания о них во всевозможных печатных источниках проштудировал… Авиация и космические полеты в наше время стали практически тождественными понятиями. Конечно, начиная карьеру пилота, я и думать не думал, что буду зачислен в отряд астронавтов. А сегодня полеты в космос стали естественным явлением. Ныне полет в космос может позволить себе даже турист. Да, пока только богатый. Но ведь первые полеты на самолете тоже были далеко не по карману обычному пассажиру.
— Космические исследования всегда сопряжены с изрядной долей риска. Его можно обойти или им стоит пренебрегать?
— Определенный риск существует даже для пешехода, гуляющего по равнинной тропе, что уж говорить о полетах в космос. Риск существует, и его нужно учитывать. Но нежелание того или иного человека рисковать не должно становиться препятствием на пути человечества к научному прогрессу.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Американцы на Луне с метками .

3 комментария на «Нейл Армстронг в Израиле: малоизвестное интервью – его следы остались на Луне»

  1. Стрельцов говорит:

    В небогатом, на познавательную информацию интервью, Армстронг делает одно существенное замечание 40 лет спустя, после эпопеи и пока единственный из 12 астронавтов насколько знаю. О таком необычно близком горизонте Луны. Это очень существенно, в новом месте (тем более настолько новом и чуждом мире как Луна) бросаются в глаза детали и явления наиболее необычные неведомые прежнему опыту. Много лет спустя единственный сообщает о одной из главных и первых характеристик которые бросаются в глаза! А сколько ещё не упомянутого? Это крайняя трудность определения расстояний, это практически непроглядные тени, это матовая рыхлая темная, бурая поверхность на освещённых участках, это трудности удержания вертикального положения при передвижении с пониженой гравитацией и усталости от перелёта, это море ярких немигающих звёзд, из-за низкого горизонта занимающих 75% обзора, это крайне неудобная конструкция скафандра для таких условий видимости, когда не видишь что под ногами и нужно наклоняться чтобы видеть куда ступаешь, это страх первого шага в тени лунного модуля, в неизвестную темноту, это головокружение от непривычно плоской картинки без тональных градаций и многое другое…..

  2. Юрий говорит:

    Ну и что “нового” и в чем “изюминка подтверждения “полета”” т.н. “астронавтом” Армстронгом?
    Былины и сказания , а также иные сказки без документального подтверждения ничуть не хуже!
    Об Илье Муромце , например!

  3. кот Василий говорит:

    “… а кто первым и кто вторым ступит на нее, мы не знали до момента посадки. Мы думали не о глобальной миссии, а лишь о выполнении поставленной перед нашим экипажем задачи…” – говорит Армстронг.
    Теперь давайте подумаем – современный экипаж пассажирского самолета состоит в подавляющем случае из двух человек. Полет по сути рутина. Набор действий. При стандартном выполнении процедур – никакого героизма. И дай Бог чтоб всегда так было.
    При этом правилами взаимодействия в экипаже предписывается роль, порядок действий и взаимодействий каждого из двух членов экипажа. Они могут меняться ролями (кто пилотирует, кто говорит) но при этом они меняются и своими действиями. Никакой отсебятины. Или или. Ну или почти никакой, мы помним о том что полет это стандарт и скукотища и есть человечески отношения и тд. Но тем не менее всё прописано и все обязаны соблюдать и ведь соблюдают, не смотря на 1001-й полет.
    Вспомним и советские полеты в космос, в частности воспоминания Елисеева (переход из корабля в корабль), когда предписывалось и отрабатывалось – не то что кто первый а кто второй пойдет – отрабатывалось все, вплоть до того, какой ногой куда наступать, какой рукой что держать, кому и какую кнопку нажать и когда. Порядок этих действий отрабатывался на тренажерах, выбирался оптимальный порядок и далее он закреплялся, как документами так и последующей отработкой на тех же тренажерах.
    И это хоть и не героически но очень понятно. Выполняется то – впервые!!!
    Надо минимизировать риск, предусмотреть и отработать заранее все, что только возможно. Только тогда те неожиданности, которые непременно встретятся в реальном полете, будут адекватно восприняты, поняты и скоррегированы.
    В этой связи высказывание Армстронга воспринимается не иначе как шапкозакидательством и бредом. Первая посадка на Луну – а они не знают кто пойдет первым, значит и не знают где и как кто встанет, что возьмет, за что будет держаться. И так далее. Это не то что не серьезно. Это противоречит и опыту полетов в космос, опыту просто полетов, опыту любого проникновения в неизведанное, просто здравому смыслу.
    Да, тем кто не сталкивался никогда с опытом реальных испытательных полетов, с реальным риском на который идешь осознано – тем может показаться что так и надо – сели, кости кинули, Армстронгу и выпало идти первым.
    Так может они еще и в полете в покер играли – кому первым отпечатать своё ботинкО?
    Иррациональность полная. Сказка.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".