Кадры посадки спускаемого аппарата КМ А-15 (конуса) на Землю (на воду Тихого океана)

На сайте к этой фотографии есть такая подпись:

S71-43543.jpg

This picture freezes the dramatic instant of splashdown at 20:45 GMT on August 7, 1971, and reveals the Command Module pounding a textbook-perfect impact crater into the water of the Pacific Ocean. Liquid crater ejecta flies radially from the impact site. The Command Module landed more heavily than usual owing to the failure of one of its parachutes to open (32 feet per second; normally 28 fps under three inflated canopies).

(Это изображение сохраняет для истории драматический момент приводнения в 20:45 по Гринвичу в Августе 7, 1971 и показывает Командный Модуль, который своим контактом с водой создал отлично видимую воронку в воде Тихого океана. Жидкая воронка возникла радиально от точки  касания. Командный Модуль приземлился тяжелее, чем обычно из-за нераскрытия одного из своих парашютов (скорость падения была 32 фута в сукунду вместо нормальных 28 футов под тремя открытыми парашютами).)

А вот чтобы получше понять следующее фото, есть необходимость отвлечься и почитать, что пишут о физике спуска КА на небесные тела. БСЭ, 3-ье изд., том 24

СПУСК в космонавтике, снижение космического летательного аппарата (КЛА) или спускаемого аппарата (CA) в плотных слоях атмосферы или в безатмосферной среде перед посадкой на поверхность небесного тела. При спуске на поверхность планеты, имеющей атмосферу, скорость КЛА уменьшается под воздействием силы лобового сопротивления (аэродинамического сопротивления) при движении КЛА в атмосфере. Спуск с торможением атмосферой наиболее целесообразен при посадке КЛА на поверхность планет с достаточно плотной атмосферой. При этом обычно осуществляется спуск не всего КЛА, а его части - CA. Аэродинамич. торможение снижает скорость движения CA до 150-250 м/сек. Дальнейшее его торможение и посадка обычно осуществляются с помощью парашютных или др. систем.

Спуск с торможением атмосферой может быть баллистическим спуском или планирующим. При планирующем спуске на CA, кроме силы лобового сопротивления и силы притяжения к планете, действует подъёмная сила. При планирующем спуске меньше перегрузки, чем при баллистическом, и имеется возможность маневрирования.

Если спуск в атмосфере не предшествовало ракетное торможение (с помощью ракетного двигателя, создающего тягу, направленную в сторону, противоположную движению КЛА), то КЛА входит в атмосферу с большой скоростью (порядка 1-й космической для "низкого" искусств. спутника планеты или 2-й космической и более для КЛА, подлетающего к планете с дальней дистанции).

В этом случае гашение скорости сопровождается большими перегрузками и нагревом. Снижение этих и др. воздействий при скорости более 1-й космической возможно только при управляемом спуске или в результате постепенного торможения CA при его многократном прохождении через атмосферу планеты. При спуске КЛА на небесное тело без атмосферы используется ракетное торможение.

Насколько велики температуры при спуске КЛА?
Видимо, очень большие. Где-то читал, что КЛА вообще оказывается как бы окутан горящей плазмой. К чему это приводит?
Вот, например, фото:

Спускаемый аппарат «Союз ТМА-2» после приземления
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Soyuz_TM...ter_landing.jpg
Видите, как боковая поверхность спускаемого аппарата даже вся почернела от перегрева? (От бушевавшего "моря" плазмы?)

А теперь можно оценить фото только что спустившегося спускаемого аппарата А-15:

К нему подпись: AP15-71-H-1242.jpg
Dave Scott greets Navy swimmer Fred Schmidt through the open hatch of the Command Module.
(Дэйв Скотт  приветствует пловца военно-морского флота Фреда Шмидта через открытый люк Командного Модуля).
Ничего не заметили?

Например, небрежно свисающих каких-то тряпок по боковой поверхности КМ?
Фрагмент ближе:

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Американцы на Луне с метками .

13 комментариев на «Кадры посадки спускаемого аппарата КМ А-15 (конуса) на Землю (на воду Тихого океана)»

  1. Григорий говорит:

    Браво, 5 с плюсом

  2. Андре говорит:

    Видимо, сейчас появятся комментарии *специалистов* о том, что эти *технологические* тряпочки были навешаны морскими пловцами ПОСЛЕ приводнения?… А видимого обугливания нет – так как аппарат приводнился и полностью отмылся агрессивной морской водой от копоти-гари!!!
    “Вы не разбираетесь в элементарной физике-химии!!” (могут заявить ОНИ) 😉

  3. Андре говорит:

    Даже не так!…
    “Это говорит о вековой отсталости постсоветской некачественной космической техники! Они же, до сих пор, не в состоянии изготовить теплостойкое бумажное покрытие спускаемого аппарата! Фи!!”
    Кстати!… Примерно так говорили американские астронавты о советских космических кораблях периода программы *Союз-Аполлон*… “Как вы умудряетесь летать на этих консервных банках – без американских компьютеров?? Вот у нас!!… Даже туалет есть в модуле!!!” (За точность приведённого высказывания поручиться не могу… Смысл – такой!) 🙂

  4. Mark говорит:

    Не в бровь, а в глаз

  5. Суворов говорит:

    Ну это еще что! 🙂

    их корабли окутывало защитное поле в основном при пролете атмосферы (как в зв.войнах 🙂 )
    аполлон 13 после приводнения
    http: //oko-planet.su/uploads/posts/2010-03/1269088190_apollo13load_on_deck.jpg

    или аполлон 12
    http: //spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo12/hires/s69-52990.jpg

    добавка следующая
    этт уже союз-аполлон (ваааще как новогодняя игрушка)
    http: //spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/lores/s75-29715.jpg
    источник
    http: //spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s75-29715.html
    подпись там следующая 🙂
    “..подпись НАСА: «24.7.1975. Команда пловцов занята спасением капсулы «Аполлона» сразу после приводнения в центральной части Тихого океана в завершение совместного полёта на орбите. Астронавты остаются в капсуле, пока её не доставят на борт (вертолётоносца) «Новый Орлеан»» ..”

    хотя справедливости ради есть и “жутко покоцанные”
    http: //spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo14/hires/s71-19475.jpg
    http: //spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo17/hires/s72-56147.jpg
    и
    но с нашими капсулами конечно не сравнить 🙂
    http: //assets0.lookatme.ru/assets/article_image-image/0d/8d/259991/article_image-image-article.jpg

  6. MK говорит:

    Это называется невежество. Посмотрите на форму аппратов. И советские и американские аппараты спускались тупым концом вниз, но советские имели форму банки, тогда как американские форму усеченного конуса. Американцам это давало примущество в том, что нагретый поток не наталкивался сразу на стенки спускаемого модуля, и соответсвенно, не разогревал их до такой степени. У советских модулей низ, кроме того, был сделан из специального материала, который в процессе спуска испарялся и тем самым охлаждал поверхность (вроде как слой в 8см, при достаточных 4см – смотри Ракеты и Люди). И этот самый материал размазывался гарью по все капсуле. Кстати, в СССР форму усеченного конуса для спускаемого аппарата тоже рассматривали, но насколько я помню, отказались из-за размеров (аппарат должен был быть больше в основании).
    И да – на гарантированно бывавших в космосе аппаратах (из Союз-Аппалон) тоже весят остатки теплоизоляции, так же как и на А11, А12 и А13.

    • BigPhil говорит:

      Только странно, что никто больше не повторил такую крутую треугольную форму СА. У китайцев копия “Союза”. У Дракона тоже малый раскрыв конуса и ближе к “Союзу”, чем к Аполлону. Орион – Аполлон на стероидах, уже ясно никогда не полетит, и просто ждут удобного момента, чтобы закрыть проект, т.к. уже есть рабочий Дракон.

      • Ермолай говорит:

        Форма конуса даёт бОльшее аэродинамическое качество что важно при возврате со 2 космической скоростью, меньше требования к точности.
        Такая же форма предлагалась для лунного проекта Челомея и использована в ТКС ( если не ошибаюсь, 6 полётов ).
        Кстати, возможно поэтому возвращения советских “зондов” были частично неудачными – большая перегрузка, срывы в баллистический спуск.

  7. Андре говорит:

    Спасибо за разъяснения, МК!
    Теперь я верю в непреодолимый разрыв технологий между СССР и Америкой. Если в Союзе применяли 8 см (!) слой теплозащиты, то американцам, похоже, хватало миллиметровой плёнки – с запасом! Которая, к тому же, сгорала *без копоти, без гари*, забирая тепла в 80 раз больше… И это при возвращении со второй космической скоростью!! 😉
    Жаль, что и эта технология ныне утеряна… Ведь на “Шаттлах” (несмотря на значительно меньшие тепловые нагрузки, ведь “Шатлы” возвращались с низкой земной орбиты) уже не применяли стародавнюю новейшую технологию плёночной защиты. На них использовали высокотемпературную многомиллиметровую (или сантиметровую?) керамику. А как бы та плёнка смогла облегчить любой современный космический аппарат! 🙁
    Ну, и на счёт тупой конической формы американского спускаемого аппарата… Безусловно, падающая *гирька* советского спускаемого аппарата – гораздо хуже тормозится в атмосфере (из-за своего меньшего поперечного сечения)! Может кто-нибудь подсчитает максимальную температуру (желательно, вместе с перегрузкой астронавтов!) – при входе в атмосферу широченного конуса *Аполлонов* (со второй космической!) и узкой *бомбочки* советского аппарата? А заодно, докажет, что перегрузки при спуске *Аполлонов* – были не больше, чем в *Союзах* (при скорости входа в атмосферу у *Аполлонов* – в полтора раза большей!)! И как это было осуществлено без реактивных тормозных двигателей!! Парашютами в стратосфере?? Может *Аполлоны* опускались в другой атмосфере другой планеты? Или с чьей-то невидимой помощью?…
    Как говаривал Лёлик в знаменитой советской комедии: – “Усё пропало, шеф!!” (насчёт безвозвратно утерянных американских космических технологий) 😉

  8. Семен говорит:

    Я заходил на сайт НАСА и смотрел фото спускаемых аппаратов Аполлон, заметьте со 2-ой космической скоростью. Приводняются и вид, как с иголочки.
    Для этих СА не действуют законы физики… или американскими учеными в то время было разработано столь эффективная защита, что ей всё нипочем. СССР в свое время горбатилось над защитой от температуры при спуске с 1-ой космической скоростью, а вот НАСА обогнало всё таки СССР и придумало эффективную защиту. Честь ей и хвала.
    Но к сожалению, или по головотяпству некоторых сотрудников, эти данные сейчас утеряны, наверное селедку резали и подложили под нее эти чертежи, а копии забыли снять. Обидно конечно. Ведь теперь приходится добиваться защиты от адской температуры старыми дедовскими способами.

  9. Игорь13 говорит:

    Поражает точность приводнения, очевидно вертолеты кружили рядом, чтобы заснять с такого ракурса и запечатлеть сей момент. Но видно не все гладко- один парашют не раскрылся- и СА ударился об воду на скорости 32 ф-с примерно со скоростью 40 км.ч Как вы думаете если на авто удариться об бетонную стену на этой скорости , мало не покажется. Но астронавты ребята крепкие- улыбаются им ничто не помеха.

    • BigPhil говорит:

      Фильм “Время Луны”, 1-я серия.
      Трудности поиска спускаемого аппарата корабля и спасения экипажа при возвращении с Луны весьма красноречивы: для нахождения советских космонавтов, если бы они возвращались с Луны, нужно было 30 океанских судов с вертолётами, 10 самолётов, место посадки от Антарктиды до Индии и его ещё надо было найти. Стоимость: 600млн.тогдашних рублей.
      Кстати, все смотрели этот фильм, он был на этом сайте? Есть на youtube.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *