Аполлон-13

Аполлон 13 — пилотируемый космический корабль. Единственный из серии Аполлон, на котором произошла серьёзная авария во время полёта к Луне.

Целью полёта «Аполлона 13», как и двух предыдущих кораблей серии «Аполлон» — «Аполлон-11» и «Аполлон-12» являлась высадка людей на лунной поверхности и проведение научных исследований, однако эта экспедиция стала одной из наиболее драматических и героических страниц в истории мировой космонавтики. Фильм Аполлон 13 наглядно демонстрирует весь драматизм этой экспедиции.

Старт корабля успешно состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут с космодрома на мысе Канаверал. За стартом корабля с космодрома и прилегающих окрестностей наблюдали более 100 тысяч человек. Первые двое суток полёта «Аполлона-13» прошли без особых происшествий.

Однако на третьи сутки полёта, 13 апреля 1970 года, когда корабль уже пролетел 330 тысяч километров, на корабле произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля («Одиссей»). Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся и отметил, что из двигательного отсека истекает газ, вероятно кислород, и создаёт импульс, который накреняет аппарат. В результате этой аварии высадка на Луну стала невозможной, а жизнь самого экипажа оказалась под угрозой.

В Центре управления полётом был создан штаб по руководству спасательной операцией. «Аполлон-13» продолжал свой полет к Луне по свободной траектории, поскольку только после её облёта он мог лечь на обратный курс. Также инженеры заключили, что нельзя включать главный маршевый двигатель. Он мог быть повреждён и взорваться при попытке запуска. Ракетный двигатель лунного корабля не был спроектирован для длительной работы, для остановки, разворота и разгона корабля.

После аварии командный модуль экипажа корабля «Аполлон-13» был отключён в целях экономии энергии, необходимой при посадке на Землю; и было принято решение использовать ресурсы лунного корабля («Водолей» — состыкованной посадочной и взлётной ступени), которых, по расчётам, при строжайшей экономии должно было хватить для возвращения на Землю. Сначала экипаж увидел, как в космосе истекает струёй кислород. В Центре управления отдали команду на отключения 2 топливных элементов, надеясь остановить утечку из двух баллонов с кислородом. Результат оказался противоположным.

После этой попытки два баллона из четырёх быстро опорожнились, возможно из-за повреждения труб. Поэтому спускаемый на Землю отсек мог работать только 15 минут до полной остановки энергосистемы и всего оборудования командного отсека «Аполлона». Астронавты срочно записали все главные параметры на компьютере в журнал полёта и полностью его выключили. Из Центра управления полётом последовала команда двум членам экипажа перейти в кабину лунного модуля. В основном блоке, в котором остался только Джон Свайгерт, были отключены все бортовые системы.

Между тем требовалась коррекция траектории полёта. Маршевый двигатель, предназначенный для этого, включать было опасно. Он мог оказаться повреждённым и, кроме того, для его запуска необходимо было израсходовать ресурс химических батарей отсека экипажа. Оставалось надеяться на двигатель посадочной ступени лунного модуля, но он был рассчитан всего на одно длительное включение.

14 апреля в 8 часов 42 минуты 43 секунды двигатель посадочной ступени лунного модуля был включён на 34 секунды для первой коррекции траектории. Однако, этой коррекции оказалось недостаточно, так как расчёты показали, что аппарат вышел на такую траекторию полёта, которая закончится посадкой в Индийском океане около острова Мадагаскар, где не было поисково-спасательных средств США (пять кораблей и 47 самолётов, выделенных для спасения астронавтов, были сосредоточены только в Тихом океане и в северной части Атлантики). Полет по такой траектории был нежелателен ещё и потому, что занимал относительно много времени и ресурсов лунного модуля могло не хватить.

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях. Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Американцы на Луне с метками .

11 комментариев на «Аполлон-13»

  1. Rader говорит:

    Фильм “Аполлон-13” я смотрел.
    Фильм хороший, динамичный.
    Интересно, а как было на самом деле?

  2. Bond говорит:

    А так и было, может быть немного приукрасили в личной жизни героев.

  3. Андрей говорит:

    Да что там говорить. Герои есть не только в России, они и в Америке есть! А всегда бы так “воевать” Друг с Другом, показывая честь и отвагу… И это – во времена Холодной Войны!
    Честь и Слава Смелым и Находчивым Людям!!! (Я не про фильм, хотя и его создателям большое спасибо!)

  4. Андре говорит:

    Я не специалист по космонавтике и ракетному движению. Но меня смущает тот факт, что четвёртая (!) коррекция движения Аполлона 13 была сделана ДО разделения модулей. Разве разделение всего лунного комплекса никак не повлияло на параметры траектории спуска? А как же школьные законы физики? О взаимном влиянии (импульсе) разлетающихся частей? Или после разделения частей Аполлона была ещё одна окончательная коррекция траектории? Но на спускаемом на Землю модуле – нет никаких двигателей! Вероятно, были проведены сложные расчёты – по величине и направлению корректирующих импульсов во время разделения!

  5. Sirius говорит:

    Кто нибудь может мне объяснить – почему младший брат и родственник ракеты Сатурн, по типу используемого керосинового топлива, Атлас, имел в 60-е и 70-е годы не более 70…80 % удачных пусков и использовался до конца 20 века, а самая надежная и мощная по тем временам ракета Сатурн была выброшена на свалку истории сразу после окончания программы Apollo?

  6. Еремин говорит:

    Ответ, как вы сами выразились лежит не так уж и глубоко. Сами проанализируйте эту ситуацию и сами же дадите правильный ответ.
    Представьте себе, что у вас две машины, одна, которая часто ломается и другая, новенькая – не ломается – мощная безотказная.
    И вы все равно до конца жизни пользуетесь той, которая постоянно ломается, а безотказную просто выбросите на помойку.
    Если пример с машинами вам не нравится (вкусы, привязанности), то можно переиграть на телевизоры, утюги,
    Говорите – не может быть?
    Может, если дело касается ракет у НАСА.
    И тут дело не во вкусах и привязанностей.

    • QQQ говорит:

      При это если неломающаяся машина “ест” 1000 литров бензина за 1 км, то лучше уж оставить ее в музее))

  7. Дима говорит:

    А интересно QQQ – есть ли документация на такую прожорливую машину?

  8. Джеймс говорит:

    Ага, как давать пространные комменты QQQ здесь, а как ответить на вопрос – испарился.
    Повторяю вопрос Димы –
    QQQ – есть ли документация на такую прожорливую машину?

  9. Stels говорит:

    Ребята, а QQQ вам и не ответит не ждите.
    Такой документации просто нет.

  10. Суворов говорит:

    Фильм вроде как снимали по книге воспоминаниям Дж.Ловела “Потерянная Луна”(Lost Moon). Нет я не приидираюсь, как игровое кино фильм очень даже съедобный.Народу нравится!- Я о другом, – если полет имел место быть(исторически), то насыщенность драматизмами ситуации должно (неизбежно)было больше.Были и ключевые дилеммы.Ну к примеру, – апполон приближается с линейной скоростью к Луне, на борту почти все обесточено,
    НО – при подлете к луне НИКТО ни упоминает что необходимо скоректировать скорость – и несколько погасить ее , чтобы облетев Луну (получив доп импульс – возвратится к Земле!?) а этого никто не делает и вообще не говорит.
    в фильме же обкатывается ситуация корректировки (и сопряженные с этим трудности и страхи) уже на обратной дороге!??
    Даже в описаниях общего назначения – ВСЕ описывают – а этот момент (умалчивается?)
    по меньшей мере странно!

    например здесь
    http: //space-horizon.ru/articles/28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *