Apollo 14

Назначение Алана Шепарда командиром Apollo 14 окутано ореолом интриг. В командиры А13 планировался Гордон Купер, но к моменту официального представления NASA его статус не подтвердило*. Купер отреагировал очередной разборкой в прессе, но Агентство не изменило решения. В очередности экипажей появилась брешь, что опасно подставляло дальнейшую миссию «Аполлон» под сокращение. И снятие Купера было звеном в цепи (не случайно сам Гилрут выступил за закрытие программы, мотивируя свое мнение «всеобщим интересом»: дескать, проект уже достиг политической цели, к чему рисковать).

1
Желающие на вакантное место командира А13 нашлись, но нужен был «железный авторитет», на которого у недругов программы Apollo рука бы не поднялась. И тут на «тропу Луны» вышел «Большой Ал».
Алан Шепард («первый американский баллистический полет в капсуле Mercury») из призрака забытой славы неожиданно материализовался на подножке «мчащегося поезда» (подготовка миссии А13). Чем «сказочно» изменил судьбу программы. Вхожий в высшие сферы, он знал: если не «восстать» на «13-й», ничто не спасет Apollo от сокращения. В атмосфере всех этих страстей Джорж Лоу назначил в А13 матерого космического аса Ловелла. Шепарда «поощрили» А14-й (авария Аpollo 13 наградила Алана ролью поднять на Луне «упавшее знамя» NASA). Шепард многим казался личностью таинственной и отпугивающей, что-то вроде «Лорд Неприступность». Он выглядел очень прямым и как-то по-особому прочно стоящим на ногах. «Да» или «нет» Шепард произносил однажды и навсегда.
Новый командир А14 вызвал к себе прежний экипаж А13 и широко улыбаясь предложил: «Парни, если вы не против лететь с вызванным из запаса старым неудачником, то мы – основные в 14-м». Руса и Митчелл согласились.
Стюард (Стю) Руса (пилот CSM**) до NASA служил на стратегических бомбардировщиках, а на такую работу робких не берут.
Что касается Эда Митчелла, то лучших пилотов LM***, чем он и Фред Хейс, в NASA не было. Он стажировался в «Груммане» – строил и испытывал модуль. В дни и ночи полета «13-го» Митчелл пять суток почти без сна провел в тренажере LM. Лучше этой подготовки представить трудно.

* По-видимому, речь идет о системе, напоминающий проект HOTOL, разрабатываемый во * Увлечение автогонками, пассивное поведение на тренировках, конфликты с руководством, «излишнее» общение с прессой и др.
** Командно-служебного модуля.
*** Лунного модуля.

2

Исполняющий обязанности главного администратора NASA Джордж Лоу и Вернер
фон Браун в момент старта A14

В пасмурный полдень 31 января 1971 г. в автобусе по дороге на старт все странно молчали. Циклопическое сооружение стартового комплекса с несущимися над ним облаками, резкие порывы ветра, срывающие с ракеты-монстра белые сполохи испарений жидкого кислорода, создавали ощущение нереального, заминированного и заброшенного фантастического города будущего. Говорить не хотелось, и никто не знал, что нужно в такие минуты говорить… «Ну давайте, следите за своими задницами, и хорошей вам поездки», – бодрясь, произнес Слейтон, и экипаж ушел в башню, показался еще на мгновение на мостках комплекса и исчез в корабле.

На якоре…

Saturn V вознес их на орбиту и отправил к Луне «как по маслу». Руса развернул CSM для стыковки с еще припаркованным к третьей ступени LM и точно «причалил» к модулю, но… стыковочный узел (СУ) не сработал! Операцию повторили еще раз – не получилось. Защелки стыковочного якоря CSM только царапали конус LM, не фиксируя его в гнезде*.

* Активная часть СУ – «штырь» (демпфирующе-центрующее устройство: якорь с треногой на распорах) – вставлена в оголовье люка-лаза CSM. LM содержит пассивную часть СУ – тормозной конусный вкладыш с отверстием-входом (головки якоря) на дне.

На крик Криса Крафта: «Где, черт, это приспособление и якорь?!» – в главный зал ЦУПа, как на пожар, влетела резервная команда. СУ стыковывали и расстыковывали прямо на полу зала – все работало. А в космосе еще три попытки прошли в потугах «расшевелить» защелки. Миссия «повисла на якоре». ЦУП взял время на поиск решения на тренажере. Шепард требовал разрешения надеть скафандры, открыть люк, вынуть узел, забраться в туннель-лаз и вручную центровать и фиксировать CSM и LM. ЦУП отказал: «Опасно». Положение – критическое по топливу на маневры CSM (оставалось на 2 попытки). A14 летел к Луне «несобранным».

Всех читателей сайта очень прошу делиться статьями сайта в соц.сетях.Заранее благодарю. Admin.

Эта запись опубликована в рубрике Американцы на Луне с метками .

3 комментария на «Apollo 14»

  1. hamidbi2010 говорит:

    Я ощутил себя в LM на мгновение..!

  2. BigPhil говорит:

    Алан Шепард и Вирджил Гриссом совершили баллистические полёты по программе “Меркурий”. Это и были единственные реальные пилотируемые полёты в космос в США в 1960-70-х годах. Дальше космическая программа НАСА вступила в свою легендарную и счастливую эпоху покорения космоса, двигаясь от успеха к успеху практически без жертв. Всё закончилось в 1981 году, когда наступила пора реальных полётов в космос. Кстати, знание того, что Гриссом на самом деле не летал в космос по программе “Джемини”, даёт некоторые намётки на его неадекватное поведение в программе “Аполлон”, что предопределило его судьбу (и судьбу 2-х его товарищей) в пожаре Аполлона-1.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даете сайту "Почти всё про Луну" согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 года 152-Ф3 "О персональных данных".